САМОКОНТРОЛЬ И РЕФЛЕКСИЯ КАК ПАРАМЕТРЫ ВАЛЕОЛОГИЧНОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются принципы инклюзивного образования – ценность человека, право на общение, поддержка и дружба, развитие имеющихся умений. Обозначены условия инклюзивного образования – методические, материальные, кадровые. Рассматриваются понятия «валеология» как получение здоровье через образование, «валеологический подход» как системная организация всех элементов учебного процесса – уроков, методов обучения, санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, психологической атмосферы. Определены параметры валеологичного урока, одним из которых является применение методов, направленных на самопознание и развитие самооценки и взаимооценки. Отмечены возрастные особенности формирования самооценки младших школьников, опирающиеся на оценочные суждения родителей, учителей, сверстников. Описана рефлективность как специфическая черта валеологического подхода к уроку, отмечена необходимость проведения рефлексии как учащимися, так и учителем. Указаны средства рефлексии, приемлемые для использования в начальной школе – устное обсуждение, движение, поза, цвет, линия, музыка, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока, дня или недели, применение тетради достижений учащихся по всем учебным дисциплинам начальной школы, карточки для рефлексии, рефлексивный дневник младшего школьника. Описаны средства формирования самоконтроля и самооценки младших школьников – критериальные оценочные шкалы, знаковая символика, оценочная лесенка, алгоритмы пошагового контроля, листы самоконтроля с учѐтом гендерных различий, приѐмы самоконтроля по технологии развития критического мышления.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Баранова О.И., Медведева О.А. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учащихся начальных классов как условие успешного формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебнометодическое пособие/ под общ. ред. О.И. Барановой. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014. – 123 с.
Баранова О.И. Рефлексивный дневник. Приложение к методическому пособию «Технология самоуправления учением на основе рефлексивного дневника» (для начальной школы). Краснодар, 2007. – 74 с.
Баянова Л.И. Формирование валеологической культуры младших школьников. Автореф. канд дис. 13.00.01, Казань. 2002. 237 с.
Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. – № 11. С. 75.
Орехова Т. Валеологический подход к организации урока в современной школе. «Начальная школа, Плюсминус», 2001 год № 9.
Чуктурова Н.И. Педагогические условия валеологического сопровождения образовательного процесса в начальной школе. Автореф. канд. дис. 13.00.01 Санкт-Петербург. 2004. – 257 с.
Хуторской А.В. Рефлексивная образовательная деятельность // Народное образование. 2003. №8.
Циттель С.А. Организация педагогического общения в учебно-воспитательном процессе: уч-метод. пос. по теории и методике воспитания. – Магнитогорск, 1998.
DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/3-34-37
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель/Редакция:
НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".
ОГРН 1072300002444
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru
Учредитель:
АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru
Свидетельство о регистрации:
Эл. № ФС77-37034 от 04.08.2009
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)