КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ

Елена Елена Леонидовна Куцеева Елена Леонидовна

Аннотация


В статье рассматривается роль культуры здоровья учителей как профессиональной группы в инклюзивных образовательных условиях. Особое внимание уделено дефиниции понятия «здоровье». Обозначены объективные и субъективные причины профессиональных деформаций, их проявления в поведении учителя. Деструкты в профессиональном самосознании, мышлении и поведении приводят к дезадаптации в педагогической профессии, отрицательно сказываются на качестве работы с учащимися. В статье проанализированы трудности в педагогической деятельности учителей инклюзивной школы. Кратко представлено содержание и технологии методического и психологического сопровождения педагогов. Рассматриваются методы оптимизации (уменьшения) профессиональных стрессов: физические, биохимические, психологические. Автор подчеркивает значение гармонизации личности учителя в оздоровлении и восстановлении психофизических ресурсов. Раскрыты содержательные    и технологические аспекты формирования культуры здоровья будущих учителей в педвузе. Профессионально-педагогическая готовность к работе в инклюзивных образовательных условиях формируется в обучении и воспитании специалистов на компетентностной основе. Компетентность будущего учителя инклюзивного образования представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений, навыков в области обучения, воспитания и коррекционноразвивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.  Формирование культуры  здоровья будущих специалистов осуществляется с позиции системного подхода на физическом, психологическом, социальном  и  духовном  уровнях.  Большое  значение имеет гармонизация и гуманизация личности будущих учителей. Автор подчеркивает роль интерактивных технологий в формировании культуры здоровья студентов.


Ключевые слова


инклюзивное образование; культура здоровья учителя; профессиональные деформации; профессиональный стресс; методическое и психологическое сопровождение учителей; психогигиена педагогической деятельности

Полный текст:

PDF

Литература


Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проективной инициативы «Наша новая школа» //Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М., 2010. – С. 14-19

Куцеева Е.Л. Психологическое сопровождение педагогов-дефектологов в условиях риска возникновения профессиональной деформации // Коррекционно-педагогическое образование. – 2015. – № 1. – С. 44-53.

Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты). Дисс…д-ра пед наук. Тюмень, 2009. – 524 с.

Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 368 с.

Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

Михайлина М.Ю. Социально-психологическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями // Психологическое сопровождение образовательного процесса: Мат. научно-практ. конф. – Саратов: Научная книга, 2007. – С. 207-210

Правдина Л.Р. Васильева О.С. Короткова Е.В. Психология здоровья в практике преподавания дисциплины «Культура здоровья» // Психология в вузе. – 2009. – № 6. – С. 28-58

Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. Спб.: Питер, 2012. – 256 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/3-91-95

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель:

Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

ISSN: 2219-6048 (ONLINE)