РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Марина Алексеевна Лукьяненко, Наталья Борисовна Михайлова

Аннотация


В рамках современной концепции ФГОС наиболее актуальной проблемой становится роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования. Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, инклюзивное образование понимается и становится фактически комплексным и многогранным процессом совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. То есть инклюзивное образование и система психолого-педагогического сопровождения позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья наиболее эффективно прогрессировать в социальном развитии, которое основано  на  социальной  адаптации.  Становится  очевидным, что  психологическое сопровождение выступает в роли одного из самых ключевых компонентов системы образования в целом, и основным, системообразующем, компонентом в инклюзивном образовании. Указанная позиция психологического сопровождения позволяет успешно реализовывать индивидуальные возможности развития личности и обеспечивать полностью адаптивное, взаимное восприятие: ребенок-микросреда, микросредаребенок. Психологическое сопровождение как системный подход является залогом эффективной работы образовательного учреждения, которое стремится реализовать программу инклюзивного образования.


Ключевые слова


инклюзивное образование; психологическое сопровождение; психическое развитие; личностное развитие; психопрофилактика; психокоррекция

Полный текст:

PDF

Литература


Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина / под общ. ред. Н. В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. – Красноярск, 2013. С. 71 – 95.

Бордовский, Г. А., Кантор, В. З. Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Г. А. Бордовский, В. З. Кантор // Вестник Герценовского университета. – 2008. – №10. – Режим доступа. http://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy-telebeseda-s-g-a-bordovskim-i-v-z-kantorom

Веракса, А. Н., Гуторова, М. Ф. Практический психолог в детском саду [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. – М., 2011.

Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями [Текст] / П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2012. № 3. – С. 35-39.

Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы [Текст] : сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С. В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.

Хуснутдинова, М. Р. Информированность основных стейкхолдеров инклюзивного образования в г. Москве [Текст] / М. Р. Хуснутдинова // Безбарьерная среда в школе и обществе / под ред. Л. М. Шипицыной. – СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2014. – С. 276–279.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/3-105-108

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

ISSN: 2219-6048 (ONLINE)