СОЦИОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Вероника Михайловна Гребенникова, Наталья Ивановна Никитина, Марина Николаевна Курочкина

Аннотация


Проблема социально-педагогической реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является важной и актуальной для многих стран мира, в том числе и для России. По данным различных статистических источников, в Российской Федерации ежегодно происходит рост числа детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в государственных учреждениях интернатного типа (детских домах, социальных приютах, школах-интернатах, реабилитационных центрах и др.). В статье представлены вариативные подходы к раскрытию сущностей феноменов: «социономия», «социальное здоровье подрастающего поколения», приведены возможные (авторские) трактовки понятий «реабилитация (психологическая, педагогическая, юридическая, социальная, медицинская)», «социономический подход к социально-педагогической реабилитации»; определены факторы, обусловливающие педагогическую и социальную запущенность воспитанников специализированных центров для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Особое внимание уделено характеристике истоков (научных предпосылок) формирования и развития социономического подхода в социально-педагогической теории и практике. Рассмотрены содержательно-методический базис, задачи, принципы (своевременности, целесообразности, гибкости, преемственности и согласованности действий специалистов, непрерывности) и этапы (диагностический, проектировочный, процессуально-деятельностный, коррекционно-мониторинговый, результативный, прогностический) реализации социономического подхода к социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в реалиях жизнедеятельности специализированного центра. Определены условия, реализация которых обеспечивает эффективность социально-педагогической реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Результаты исследования могут быть применены в практике специалистов, реализующих программы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.

Ключевые слова


социономический подход;социально-педагогическая реабилитация;дети;оказавшиеся в трудной жизненной ситуации

Полный текст:

PDF

Литература


Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в РФ за 2013 г. / [Электронный ресурс] - URL: http://zverevo.donland.ru/Data/Sites/44/media/downloads/news/новости_2014/государственный_доклад.doc

Доклад «Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем» // Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации / [Электронный ресурс] - URL: http://www.fond-detyam.ru/upload/iblock/272/Дети в трудной жизненной ситуации_новые подходы к решению проблем_2010.pdf

Дюргейм Э. Социология образования / пер. с франц. Т. Г. Астаховой. - М., 1996.

История развития социальной реабилитации / [Электронный ресурс] - URL: http://studopedia.ru/7_108989_istoriya-razvitiya-sotsialnoy-reabilitatsii.html

История становления физической реабилитации / [Электронный ресурс] - URL: http://infofarm.ru/alphabet_index/f/fizicheskaya-reabilitaciya.html

Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: полный курс. - 6-е изд., испр. и доп. - М., 2013.

Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения» / [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-54990-2012

Никитина Н.И., Вольхин С.Н. Особенности профессиональной подготовки социальных педагогов к работе в Центре социальной помощи семье и детям // Образование и саморазвитие. - 2010. - Т. 2. - № 18. - С. 102-107.

Никитина Н.И., Падылин Н.Ю. К вопросу о воспитании социально здоровой личности выпускника общеобразовательной школы // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2012. - № 9 (109). - С. 152-156.

Сивицкая Е.А. Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся общеобразовательной школы: Автореф. ... канд. пед. наук. - М.: РГСУ, 2005.

Didaktik, Methodik der Sozial Padagogik: Gesundlagen und Konzpte / Hrsg. von G. Schilling. - Neuwied, 1995.

Merton Robert K. Social Theory and Social Structure. - New York, The Free Press, 1957.

Moreno J.L. Die Grundlagen der Soziometrie. Wege zur Neuordnung der Gesellschaft. - Köln-Opladen: Westdeutscher Verlag, 1954.

Moreno J.L. Who Shall Survive? Foundations of Sociometry. Group Psychotherapy and Sociodrama. - NY. Beacon House, 1953.

Nikitina N.I., Romanova E.Yu., Tolstikova S.N., Grebennikova V.M. Socio-pedagogical support of child‘s upbringing in a tutorial family // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Т. 6. - № 3 S3. - С. 165-174.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-129-137

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)