КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ КРОССКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК КАТЕГОРИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Елена Валентиновна Гетманская

Аннотация


В статье сопоставляются российские и американские подходы к содержанию кросс-культурной компетенции и процессу ее формирования как категории мультикультурного образования. Основное внимание в работе отводится вопросам стандартизации понятия «кросс-культурная компетенция» в нормативных образовательных документах обеих стран. В статье устанавливаются и анализируются причины дифференциации направлений педагогики США и России, в рамках которых кросс-культурная компетенция находит системное отражение. В американской научной школе данная компетенция рассматривается как общепедагогическая категория. Формирование кросс-культурной компетенции тесно увязывается с задачами поликультурной коммуникации, с возможностью учащихся общаться сквозь культурные границы в процессе обучения. В американской науке кросс-культурная компетенция находит научные обоснования, прежде всего в таких областях, как культурно-релевантная педагогика и культурно-релевантное обучение. В российской науке формирование кросс-культурной компетенции активно разрабатывается методикой преподавания литературы. Литература в категориях российской методики рассматривается как предмет, обладающий широкими возможностями по «расшифрованию» культурных кодов «других». Статья знакомит с моделями сопоставительного анализа произведений русской и инонациональной литературы, используемыми в полиэтнических классах российской школы.

Ключевые слова


кросс-культурная компетенция; поликультурное образование; культурнорелевантная педагогика; культурно-релевантное обучение; методика преподавания литературы

Полный текст:

PDF

Литература


Carolina Navigators website / [Электронный ресурс] - URL: http://navigators.unc.edu/globalresource/ (дата обращения: 07.08.2017).

Carolina Navigators website / Culture kit/Russia / [Электронный ресурс] - URL: http://navigators.unc.edu/global-resource/russia/ (дата обращения: 07.08.2017).

Cushner K., Brennan Sh. Intercultural Student Teaching: A Bridge to Global Competence. - Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2007.

Delpit L. Educators as "Seed People" Growing a New Future // Educational Researcher. - 2006. - Vol. 32. - No. 7. - Pp. 14-21.

Kelly M. State Versus National Standards / [Электронный ресурс] - URL: https://www.thoughtco.com/state-versus-national-standards-7766 (дата обращения: 07.08.2017).

Ladson-Billings G. But that’s just good teaching! The case for culturally relevant pedagogy // Theory into Practice. - 1995. - Vol. 34. - No. 3. - Pp. 159-165.

Lesson Plan "Breaking Barriers, Building Bridges: Critical Discussion of Social Issues" / [Электронный ресурс] - URL: http://www.readwritethink.org/classroom-resources/lesson-plans/breakingbarriers-building-bridges-86.html (дата обращения: 07.08.2017).

Newnann F., Marks H. Authentic Pedagogy and Student Performance // American Journal of Education. - 1996. - Vol. 104. - No.4. - Pp. 280-312.

Russian Language and Culture Kit Annotated Bibliography / [Электронный ресурс] - URL: http://wowlit.org/links/language-and-culture-resource-kits/russian-language-and-culture-kitannotated-bibliography (дата обращения: 07.08.2017).

Seeberg V., Minick T. Enhancing Cross-cultural Competence // Multicultural Teacher Education Transformation in Global Learning International Journal of Multicultural Education. - 2012. - Vol. 14. - No. 3. - Pр. 1-22.

Гетманская Е.В. Сопоставительное изучение героических эпосов в 6-м классе / В книге: Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты / Отв. за выпуск М.И. Гомбоева, отв. ред. Г.Д. Ахметова, ред. колл.: О.Л. Абросимова, Н.Б. Анциферова, Г.Д. Ахметова, Л.В. Бутыльская, Л.В. Воронова, Т.В. Воронченко, М.И. Гомбоева и др. - 2012. - С. 94-96.

Презентация книги Евгения Ельчина «Сталинский нос» и круглый стол для родителей, педагогов, библиотекарей «Как говорить с детьми о сталинизме?» [Электронный ресурс] - URL: https://pgbooks.ru/books/book/7807/ (дата обращения: 07.08.2017).

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс] - URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 07.08.2017).

Черкезова М.В. Русская литература в системе литературного образования в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения // Филология и ра. - 2011. - № 25. - С. 281-286.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-4/2-155-162

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)