СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ И МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Дмитрий Владимирович Лепешев

Аннотация


В статье рассматриваются вопросы формирования моделей воспитания в странах евразийского образовательного пространства. Анализ развития систем образования и воспитания у разных народов свидетельствует о многих как общих, так и отличных факторах в разных сферах человеческого бытия: культуре, быте, морали, духовности. Первые из них были актуализированы в эпоху СССР. Но с дроблением советского пространства произошло и формирование отдельных воспитательных моделей, тяготеющих к национальным истокам. Значительная часть элиты новообразованных государств загорелась идеей возродить национальные традиции в воспитании, в то же время почти полностью отрицая достижения других культур. Поэтому во всех государствах постсоветского пространства на официальном уровне были утверждены концепции национального образования. В итоге сформировалось несколько приоритетных моделей воспитания, среди которых выделяются прибалтийская (Латвия, Литва, Эстония), украинско-среднеазиатская (Украина, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) и белорусско-казахская (в которую входит Кыргызстан). Первая направлена на полный отказ от русского языка и отстранение от евразийского культурного пространства. Вторая, имея схожие с прибалтийской тенденции (отказ от русской культуры), еще сохраняет поликультурность в педагогической системе. Третья же, белорусско-казахстанская модель, наиболее близка с российской. Ориентация стран СНГ на сугубо национальные компоненты (прежде всего язык) с одновременным отрицанием поликультурных стала причиной резкого торможения интеграции образовательных систем.

Ключевые слова


евразийское пространство;модель воспитания;национальная система;образовательное пространство;постсоветское воспитание;народная педагогика;воспитательная система;нравственный строй;актуализация национальных компонентов;развитие личности

Полный текст:

PDF

Литература


Вашурина E.B., Дрантусова Н.В., Евдокимова Я.Ш., Клюев А.К., Майбуров И.А. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический зор. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2006. - C. 136.

Безрогов В.Г., Богуславский М.В., Кошелев О.Е. Россия и ее соседи в учебниках постсоветских государств // История: Приложение к газете «Первое сентября». - 1997. - № 26. - С. 17-21.

Бондырева С.К. Развитие психолого-педагогического взаимодействия в образовательном пространстве Содружества Независимых Государств // Мир образования - образование в мире. - 2005. - № 1. - С. 72-80.

Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация «с человеческим лицом» и поиск нового российского идеала // Национальная идея России: Материалы всероссийской научной конференции (Москва, 20-21 октября 2006 г.). - М.: Научный эксперт, 2007. - С. 680-688.

Губарев А. Российскому образованию - «казахстанское» гостеприимство // Alma mater. - 2000. - № 7. - С. 14-15.

Денисова Г.С. Социокультурная интерпретация демографического кризиса русских в современной России // Национальная идея России: Материалы всероссийской научной конференции (Москва, 20-21 октября 2006 г.). - М.: Научный эксперт, 2007. - С. 134-139.

Левяш И.Я., Левяш С.В. Гуманитарно-культурологическая модель образования для всех. - СПб.: Эйдос, 2011. - 292 с.

Лепешев Д.В. Концептосфера русской семьи и философия воспитания в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 12(38). - С. 109-113.

Леутина Л.И. Белорусский опыт организации образования // Альманах современной науки и образования. - 2010. - № 4(35). - С. 177-183.

Лиферов А.П. Россия и Казахстан на пути к воссозданию единого образовательного пространства // Педагогика. - 2004. - № 7. - С. 71-76.

Митрофанова А.В. Россия и славяно-православный мир: от иллюзий к реальности // Национальная идея России: Материалы всероссийской научной конференции (Москва, 20-21 октября 2006 г.). - М.: Научный эксперт, 2007. - С. 178-186.

Мубинова З.Ф. Этнонациональное воспитание в постсоветских государствах: в поисках концептуальной модели // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - № 3. - С. 34-56.

Нагорняк Т.Л. Динамика глобальных изменений: страны-бренды и жизненные ориентиры молодежи // Youth World Politic. - 2013. - № 2. - С. 33-39.

Панько Е.А., Старжинская Н.С., Коломинский Я.Л., Шишкина В.А. и др. Работаем по программе «Пралеска»: Пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, с русским языком обучения. - Минск: НИО, 2007. - 304 с.

Потаповская О.М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2011. - № 20. - С. 110-138.

[Электронный ресурс] http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C20700725&p2={NRPA}

Ракава Л.В. Традиции семейного воспитания в белорусском селе. - Минск: Урожай, 2000. - 111 с.

Романенчук К.В. Реформирование русскоязычных образовательных учреждений в системе образования Казахстана в 1991-2004 гг.:Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб, 2006. - 38 с.

Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность. - М.: Пед. общество России, 2001. - С. 292-293.

Слободчиков В.И. Духовные проблемы человека в современном мире // ка. - 2008. - № 9. - С. 33-39.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-218-223

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)