ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДИЧЕСКАЯ СХЕМА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ФОРМЕ ЗАЩИТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Владлен Константинович Игнатович, Светлана Сергеевна Игнатович, Кирилл Александрович Литвинов

Аннотация


Статья посвящена обоснованию методической схемы презентации индивидуального проекта старшеклассника как инновационной формы оценки его образовательной самостоятельности. Охарактеризованы теоретикометодологические основания проблемы формирования и оценки образовательной самостоятельности старшеклассников, связанные с пониманием индивидуального образовательного маршрута как собственного проекта ученика, мотивированного на осуществление личностного и профессионального самоопределения, разрабатываемого им совместно с педагогомтьютором. Образовательная самостоятельность в этом контексте интерпретируется как готовность старшеклассника реализовать этот проект на последующих этапах непрерывного образования. Показано, что образовательная самостоятельность является, с одной стороны, характеристикой уровня субъектности ученика в образовательном процессе, с другой стороны, интегративным образовательным результатом, достигаемым в педагогической системе среднего общего образования. С этих позиций охарактеризовано состояние современной практики развития проектной деятельности учащихся. Сформулированы ключевые экспертные вопросы, лежащие в основе оценки образовательной самостоятельности старшеклассника в форме защиты индивидуального проекта. Описаны этапы и содержание этой защиты как совместного пробного действия участников, осуществляемого в условиях событийного пространства их творческого общения. Показано, что данная методическая схема способствует равитию смыслопоисковой активности учащихся, лежащей в основе проектирования ими индивидуального образовательного маршрута на последующих ступенях обучения 


Ключевые слова


образовательная самостоятельность; авторский проект; старшеклассники; индивидуальный образовательный маршрут; личностное и профессиональное самоопределение

Полный текст:

PDF

Литература


Гребенникова В.М., Игнатович С.С. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как совместная деятельность учащегося и педагога // Фундаментальные исследования. 2013. № 11 (часть 3). С. 529–534.

Piercy S.W. Teacher perceptions of task importance and expectations of independence in student learning. Illinois State University, 1990. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=6648719 (дата обращения 13.12.2017 г.).

Engelhard, G. (1986). The discovery of educational goals and outcomes: A view of the latent curriculum of schooling. Dissertation Abstracts International, 46, No. 8, 2176A.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

Концепция подростковой школы /под науч. ред. Б.Д. Эльконина, А.Б. Воронцова. М., 2003. URL.: http://www.ouro.ru/iro/exp/koncepciya/ (дата обращения 20.02.2015).

Остапенко А.А., Янковская Н.А. Переход в новую образовательную систему: готовность и маршрут (на примере перехода из начальной школы в основную) // Школьные технологии. 2014. № 1. С. 42–47.

Колесникова И.А., ГорчаковаСибирская М.П. Педагогическое проектирование / под ред. И.А. Колесниковой. М., 2005.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. – Воронеж, 1996. 392 с.

Библер В.С. Самостоянье человека. Кемерово: Алеф, 1993.

Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010. 559 с.

Школьные проекты. URL: http://schoolprojects.ru/portal/projects (дата обращения 10.12.2017).

Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурноисторический подход. Ч. 1. Современное детство и инновации в дошкольном образовании. Дубна: ИЦ семьи и детства РАО, 1997. 174 с.

Игнатович В.К., Игнатович С.С., Гребенникова В.М., Бондарев П.Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута: проблема готовности субъекта: монография / под науч. ред. В.К. Игнатовича. М.: Ритм, 2015. 144 с.

Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С. Принцип событийности в организации социокультурных практик учащихся как проектных единиц их индивидуальных образовательных маршрутов // Историческая и социальнообразовательная мысль: научный журнал. 2015. Т. 7. № 5. Ч. 1. С. 207 – 213.

Эльконин Б.Д. Педагогика развития: пробное действие как основа образования: доклад на IX конференции «Педагогика развития» (Красноярск, 2002). URL: http://www.experiment.lv/rus/biblio/vestnik (дата обращения 25.01.2014).




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-222-228

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)