ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ

Александр Сергеевич Шадрин, Олег Владимирович Сидоров, Любовь Васильевна Козуб

Аннотация


На основе взаимосвязи предметов естественнонаучного цикла с образовательной областью «Технология» возможна успешная работа по формированию у учащихся представлений о способах получения и преобразования вещества, энергии и информации; развитие технологического системного мышления учащихся, ориентированного на синтез разнообразных знаний в условиях применения интеграционных подходов, межпредметного осмысления проблемных фундаментальных и прикладных наук, культивирование творческого подхода к решению практических задач. Основной задачей является формирование у школьников представления о технологическом аспекте современной картины мира как совокупности фундаментальных идей, принципов, понятий о техносфере, социально-технологическом проектировании окружающей среды на основе преемственности, сущностью которой является то, что сформированные на предыдущих этапах обучения знания, умения и навыки сохраняются и используются на определенном этапе обучения при усвоении новых знаний, умений, навыков на основе обязательного учета трех основных уровней систематизации: уровня научных фактов, уровня понятий, уровня научных теорий в целях установления взаимосвязи естественнонаучных дисциплин и технологии. Необходимо устанавливать также взаимосвязь на уровне таких фундаментальных понятий, как «вещество», «энергия», «информация», «фотосинтез».


Ключевые слова


психолого-дидактические условия; преемственность в обучении;формирование научных понятий у учащихся

Полный текст:

PDF

Литература


Хотунцев, Ю.Л., Насипов, А.Ж. Системно-технологическое мышление проектно-технологическое мышление м технологическая культура человека // Современное технологическое образование в школе и педагогическом вузе: Материалы XXI Международной научно-практической конференции, Москва. МПГУ, 2015. – С. 3-9.

Хотунцев, Ю.Л. Технологическое образование школьников в Российской Федерации и ряде зарубежных стран. – Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2012.

Standarts for Technological Literacy. Content for the study of Technology. Third Edition International Technology Education Association Reston. USA, Virginia, 2007.

Люблинская, А.А. О преемственности учебной работы в школе // Преемственность в процессе обучения в школе – Л.: Изд-во ЛГПИ, 1969. – С. 5.

Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков / О.В. Сидоров, Л.В. Козуб, В.М. Бызов, Н.Н. Козинец // Инновации и инвестиции. – 2015. – №4. – С. 50-54.

Усова, А.В. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1978 – С. 43.

Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 424 с.

Междисциплинарные связи в формировании технического мышления студентов технологического образования / О.В. Сидоров, Е.Б. Петелина, Л.В. Яковлева, А.В. Гоферберг. // Инновации и инвестиции. – 2015. №5. – С. 178-181.

Зорина, Л.Я. Дидактические основы формирования системы знаний у старшеклассников. – М.: Педагогика, – 1978.

Тихонов, А.С. Естествознание и техника: методологически аспект [Текст] / А.С. Тихонов, О.В. Сидоров // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2012. №4 (4) – С. 58-64.

Ждан, А.Н. Систематизация // Педагогическая энциклопедия Т.3. – М., 1966.

Звягин, А.Н. Некоторые приемы систематизации знаний учащихся по физике в средней школе / Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. Вып. 3. – Челябинск, 1976.

Методика проведения педагогического эксперимента и результаты опытноэкспериментальной работы [Текст] / О.В. Сидоров // Дискуссия. 2014. №11 (52). – С. 159167.

БСЭ. 3-е изд.Т.30. – М.: Советская энциклопедия, 1978.

Сидоров, О.В. Роль интеграции учебных предметов в формировании у учащихся фундаментальных, естественнонаучных и технологических понятий [Текст] / О.В. Сидоров, Л.В. Яковлева // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2013. №6 (12) – С. 77-85.

Симоненко, В.Д. Естественнонаучные основы технологической подготовки школьников [Текст] / В.Д. Симоненко, А.С. Тихонов. – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2002. – 227 с.

Ларионова, О.Г., Ростовцев, А.Н. Проектно-творческая деятельность студентов в контекстном обучении // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2017. №1 (27). С. 158-164.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-255-266

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)