ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Владимир Васильевич ПОДБЕРЕЗНЫЙ, Валентина Анатольевна ПАНОВА

Аннотация


Исследование авторов выполнено в контексте разворачивающихся в последние десятилетия процессов межкультурного диалога, что непосредственно провоцирует интерес к специфическим (особенным) образовательным феноменам, одним из которых является образование ведущей европейской страны - Федеративной Республики Германии. Основным маркером уникальности современного образования ФРГ является его гуманизация и гуманитаризация, рефлектируемая в дихотомии: Берлинская и Лейпцигская научные школы, цель которых - формирование обновленной европейской личности в силу исторических, экономических, политических и социокультурных изменений, произошедших в стране после объединения ФРГ и ГДР в единое немецкое государство. Трудности субъективного характера усиливают роль педагогической науки в подготовке гражданина нового типа, ориентированного на нормализацию потенциальных конфликтов, восстановление гармонии, регулирование взаимоотношений между людьми. В статье рассматривается система механизмов (организационных, мотивационных, экономических и др.), разработанная немецкими учеными, предназначенная для сферы воспитания и образования субъекта, ориентированного на новые гуманистические ценности, гуманное отношение к людям и окружающему миру. При этом гуманизация немецкого образования являет собой многогранный процесс  самоопределения личности, раскрытия ее творческого потенциала, создания гуманитарной сферы, способствующей развитию ценностной ориентации и нравственных качеств личности, формируемых под влиянием народных воспитательных традиций и обычаев. Гуманитаризация проявляется в углублении интеграционных процессов для получения системного знания, в усиленном внимании к предметам гуманитарного цикла, а также к вопросам изучения культуры, истории, искусства, литературы. Представители данного направления «очеловечивают» традиционные предметы, преподаваемые в школе, проповедуют принципы демократизации.

Ключевые слова


самобытная национальная культура; обучающая среда; реформы; мониторинг; педагогическое сопровождение; гибкость; образовательный процесс; когнитивный; трансформация; педагогический менеджмент

Полный текст:

PDF

Литература


Быкасова Л.В. Cовременное художественное образование в Германии: Монография (Рост. гос. ун-т). - Ростов н/Д, 2004. - 302 с.

Быкасова Л.В. Научно-образовательный потенциал художественной педагогики ФРГ: Дис. ... д-ра пед. наук (Ростовский государственный педагогический университет). - Ростов н/Д, 2009. - 426 с.

Быкасова Л.В. Современное художественное образование в Германии (в шк. федер. земли Сев. Рейн-Вестфалия): Дис. ... канд. пед. наук. - Таганрог, 1997. - 232 с.

Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2007. - 208 с.

Канке В.А. Общая философия науки. - М.: Омега-Л, 2009. - 354 с.

Краевский В.В. Методология педагогики. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. - 244 с.

Лукацкий М.А. Методологические ориентиры современной педагогики. - М.: ИТИП РАО, 2008. - 270 с.

Микешина Л.А. Философия познания. - М.: Канон+, 2009. - 559 с.

Новиков А.М. Методология образования. - М.: Эгвес, 2006. - 488 с.

Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - C. 186-188.

Сramer I. Kunstvermittlung in Ausstellungskategorien: eine typologische Rekonstruktion. - Frankfurt/M, 1998. - 258 s.

Das grosse Wissen. de Lexikon. Muenchen, 2001. - 1197 s.

Pirangelo M. Gegen die Zurichtung des fremden Mittels Kunstpaedagogik // BDKMitteilungen. - 2001. - № 4.

Wiese H.-J. Subjekt-Dialog anlaesslich einer Fachlegitimation // BDK Mitteilungen. - 2002. - № 2. - S. 11.

Сайт Правительства РФ. - URL: http://www.kremlin.ru.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-1-146-151

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель:

Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

ISSN: 2219-6048 (ONLINE)