РЕВОЛЮЦИЯ СПРАВА: РОССИЙСКОЕ ЧЕРНОСОТЕНСТВО И ЕГО МЕСТО В ИСТОРИИ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИХ КРАЙНЕ ПРАВЫХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ

Тони РОККИ

Аннотация


Черносотенное понятие русскости было составной частью общеевропейского процесса консолидации этнических и политических наций на фоне конкурирующих представлений идентичности индивидов, групп и обществ. Данная статья исследует начало этого грандиозного процесса в годы Французской революции. Французские революционеры, впервые на крупном примере в Европе, занимались определением нации и начали процесс установления норм к включению индивидов в нацию и исключению из нее. В эти бурные годы складывалась концепция французскости в политическом смысле. Можно заметить значительные элементы преемственности между пониманием французских революционеров французскости и черносотенным понятием русскости. Что сближало концепции французскости и русскости? Это были политические категории нации, установление норм правильного политического поведения, критерии к исключению индивидов и целых социальных групп из рядов нации, использование эсхатологических мотивов демонизации внешних и особенно внутренних врагов страны и народа. Однако были и различия между французскими революционерами и черносотенцами. Черносотенцы признавали языковые права «дружественных народов» в России, несмотря на черносотенную поддержку русификации. Французские революционеры приняли серьезные меры к уничтожению местных диалектов французского языка и языков этнических меньшинств во имя разгрома очагов духа «аристократизма» и контрреволюции. 


Ключевые слова


черносотенство; Союз русского народа; Русское собрание; русский национализм; русскость; русификация; крайне правые движения; монархические движения; популистские движения; национализм; этничность; нация; народность французскость; Французская революция; якобинство; идентичности; самоидентификация; политическая эсхатология

Полный текст:

PDF

Литература


Размолодин М.Л. Трактовка понятия «русскости» в черносотенной идеологии // Научный журнал КубГАУ. 2010. № 62 (08). С. 2

Religlaw: International Centre for Law and Religion Studies: Religious Freedom in France. https://www.religlaw.org/index.php?pageId=22&contentId=862&blurbId=26402

В парламентских выборах 2017 г. новые популистские партии по всему спектру наносили сокрушительные поражения истэблишментским партиям голлистов (республиканцев) и социалистов. http://www.parties-and-elections.eu/france.html

Халилов Т.А. Александр Шмеман: идея соотнесенности и позиция радикального контестатора // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. Ростов н/Д, 2017. № 2. С. 242-248.

Западная литература о сложностях коллаборационизма и сопротивления во Второй мировой войне обширна и разоблачает миф о всеобщем участии французов в движении сопротивления. См. напр.: Jackson, Julian. France: the dark years, 1940 1944. Oxford UK; New York: Oxford University Press, 2001. Также существуют в современной Франции правые движения, которые отвергают наследство Французской революции. Роялистское движение Action Francaise Французское Действие, основано в 1899 г., самая старая монархистская организация в Европе. https://www.actionfrancaise.net/ Более элитарное враждебное отношение к Французской революции и ее ценностям занимает «Новое Право», сеть индивидуумов, институтов и кружков возникших во Франции в 60-х годах. Главный институт «Нового Права» Группа исследований по европейской цивилизации http://grece-fr.com/ Директор института Алэн dе Бенуа (Alain de Benoist) имеет свою сеть почитателей. Les amis de Alain de Benoist. http://www.alaindebenoist.com/

Israel, Jonathan. Revolutionary ideas: an intellectual history of the French Revolution from the Rights of Man to Robespierre. Princeton NJ: Princeton University Press, 2014. С. 221. В других работах Исраэля идеи эпохи Просвещения играли первую роль в формирования революционного менталитета среди представителей образованных классов. Israel, Jonathan. Radical enlightenment: philosophy and the making of modernity, 1650 1750. London; New York: Oxford University Press, 2001; Israel, Jonathan. Enlightenment contested: philosophy, modernity, and the emancipation of man, 1670 1752. London; New York: Oxford University Press, 2006; Israel, Jonathan. Democratic enlightenment: philosophy, revolution, and human rights 1750 1790. New York: Oxford University Press, 2011. В своей последней работе Исраэль констатировал, что Американская революция (Война за независимость) разжигала волну революций в Европе, Латинской Америке и на других континентах между 1775 и 1848 гг. Israel, Jonathan. The expanding blaze: how the American Revolution ignited the world, 1775 1848. Princeton NJ: Princeton University Press, 2017.

Talmon J.L. The origins of totalitarian democracy. London: Secker & Warburg, 1955.

Declaration of the Rights of Man 1789. Ст. 3. http://avalon.law.yale.edu/18th_century/rightsof.asp

Основные работы Роберта Палмера и Жака Годешо о веке демократической революции: Godechot, Jacques Leon. La grande nation: l’expansion revolutionnaire de la France dans le monde, 1789 1799. 2e ed. Paris: Aubier Montaigne, 1983; Godechot, Jacques Leon. Les revolutions (1770 1799). Paris: Presses universitaires de France, 1970; Godechot, Jacques Leon. The counter-revolution: doctrine and action, 1789 1804. Trans. from the French by Salvator Attanasio. New York: H. Fertig, 1971; Palmer R.R. The age of the democratic revolution; a political history of Europe and America. 2 vol. Princeton NJ: Princeton University Press, 1959 1964. Сравнительный подход к изучению общеевропейских революций 1848 1849 гг. никогда не был дискуссионным. См.: Dowe D. (ed.). Europe in 1848: revolution and reform. Trans. by D. Higgins. New York: Berghahn Books, 2000; Rapport M. 1848: year of revolution. New York: Basic Books, 2009; Революции 1848 1849 гг. 2 тома. М.: Издательство Академии наук, 1952; Sperber J. The European revolutions, 1848 1851. New York: Cambridge University Press, 2005.

McPhee, Peter. Rethinking the French Revolution and the "Global Crisis" of the of the Late-Eighteenth Century // News and Papers from the George Rude Seminar / French History and Civilization. 2015. Vol. 6. С. 56-64, 64. https://h-france.net/rude/wp-content/uploads/2017/08/McPheeVol6.pdf

Sieyes, Emmanuel-Joseph. What is the Third Estate? (1789). http://pages.uoregon.edu/dluebke/301ModernEurope/Sieyes3dEstate.pdf

Cochin, Augustin. Les societies de pensee et la democratie modern P. 5. http://misraim3.free.fr/divers2/SOCIETES.PDF

Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909. http://www.vehi.net/vehi/

Declaration of the Rights of Man, Преамбула. http://avalon.law.yale.edu/18th_century/rightsof.asp

Schama, Simon. Citizens: a chronicle of the French Revolution. New York: Knopf, 1989. P. 423.

Там же. P. 439.

Constitution de 1791, Преамбула. http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/francais/la-constitution/les-constitutions-de-la-france/constitution-de-1791.5082.html

Американский историк Д.М.Г. Сатерлэнд подробно описывает массовые антиреволюционные и контрреволюционные движения в первых годах революции. Sutherland D.M.G. The French revolution and Empire: the quest for a civic order. Malden MA; Oxford: Blackwell Pub., 2003.

Tackett, Timothy. The coming of the terror in the French Revolution. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard University Press, 2015. C. 432-434.

Andress, David. The terror: civil war in the French Revolution. London: Little, Brown, 2005. P. 46.

Там же. P. 224.

Халилов Т.А. Политический порядок и проблема идеологии // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. Ростов н/Д, 2017. № 3. С. 247-256.

Doyle, William. The Oxford history of the French Revolution. 2nd ed. Oxford; New York: Oxford University Press, 2002. P. 224.

Kaplan, Steven L. The Famine Plot Persuasion in Eighteenth-Century France. Transactions of the American Philosophical Society. 1982. Vol. 72. No. 3. Pp. 1-79.

Lefebvre, Georges. The Great Fear of 1789; rural panic in revolutionary France. Introd. by George Rudé. Trans. from the French by Joan White. New York: Basic Books, 1973.

Schama. P. 435.

Sutherland. P. 159.

Можно найти в электронной форме 4-томную работу Барруэля о якобинстве, опубликованную в 1797 1798 гг.: Barruel A.A. Memoirs Illustrating the History of Jacobinism. https://archive.org/search.php?query=barruel%20jacobinism.

Многие эсхатологические тексты из библейских канонических и неканонических книг доступны в электронной форме. Русская апокрифическая студия. http://apokrif.fullweb.ru/. Early Jewish Writings. http://www.earlyjewishwritings.com. Early Christian Writings. http://www.earlychristianwritings.com. Gnosis Society Library. http://www.gnosis.org/library.html. Для сведений о происхождении и развитии эсхатологии см.: Cohn, Norman Rufus. The pursuit of the millennium: revolutionary millenarians and mystical anarchists of the Middle Ages. Rev. and expanded ed. New York: Oxford University Press, 1970; Collins, John Joseph, Bernard McGinn, and Stephen J. Stein. (eds.). The encyclopedia of apocalypticism. 3 vol. New York: Continuum, 1998; Goldish, Matt. (ed.). Millenarianism and messianism in early modern European culture. 4 vol. Dordrecht; Boston: Kluwer, 2001; Pagels, Elaine. The origin of Satan. New York: Vintage Books, 1996. Марксистские историки, в том числе советские, описывали массовые эсхатологические движения средних веков антифеодальными движениями в религиозном обличье, потому что Церковь освятила феодальной строй. См., напр.: Kautsky, Karl. Communism in Central Europe at the time of the Reformation. 1897. https://www.marxists.org/archive/kautsky/1897/europe/index.htm. Современный русский националист Игорь Шафаревич описывал эти движения предшественниками современного социализма, потому что они выступали за уничтожение частной собственности, религии, семьи, политического и социального неравенства и индивидуальной личности. Шафарович И.Р. Социализм как явление мировой истории. М.: ЕКСМО, Алгоритм, 2003. Религиозные эсхатологические движения тоже имели место во Французской революции. Заметим, что религиозные варианты эсхатологии сохранились дольше в России, чем в Европе. Миллионы христиан, особенно среди старообрядцев и сектантов, евреев и мусульман, твердо верили в предстоящий конец света и пришествие Спасителя. Однако только во времена массовых потрясений, особенно в Русской революции и гражданской войне, можно наблюдать определенное стремление верующих приблизить конец света. Приверженцы идеологической эсхатологии по всему политическому спектру часто сознательно хотели приблизить конец ненавистной системы.

Аверинцев И.И. Сатана. Мифы народов мира: Энциклопедия. 2 т. М: Большая российская энциклопедия, 1998.

Pagels, Elaine. The origin of Satan. New York: Random House, 1995. P. xviii.

Там же. P. 51

Там же. P. 49

Schama. P. 439, 475.

Для сведений о прошлом и настоящем положении французского языка, его местных диалектов и языков этнических меньшинств см.: Leclerc, Jacques. Histoire de la langue francaise. http://www.axl.cefan.ulaval.ca/francophonie/histlngfrn.htm; France, Ministere de la Culture. Langue francais et langues de France. http://www.culture.gouv.fr/Thematiques/Langue-francaise-et-langues-de-France.

Bell, David A. Lingua Populi, Lingua Dei: Language, Religion and the Origins of French Revolutionary Nationalism // The American Historical Review. 1995. Vol. 100. Pp. 1403-1437, 1425-1430.

Там же. P. 1419.

Там же. P. 1420.

Barere de Vieuzac, Bertrand. Rapport du Comite de salut public sur les idiomes. http://www.axl.cefan.ulaval.ca/francophonie/barere-rapport.htm

Там же.

Там же.

Там же.

Gregoire, Henri Jean-Baptiste. Rapport sur la necessite et les moyens d’aneantir les patois et d’universaliser la langue francaise. http://www.axl.cefan.ulaval.ca/francophonie/gregoire-rapport.htm.

Там же.

Там же.

La Revolution francaise : la langue nationale (1789 1870). http://www.axl.cefan.ulaval.ca/francophonie/HIST_FR_s8_Revolution1789.htm#2_Le_guerre_aux_%C2%ABpatois%C2%BB_sous_la_R%C3%A9volution_(1789-1799)__.

Степанов С.А. Черная сотня. Что они сделали для величия России. М.: Яуза-пресс, 2013. С. 50.

Как провозгласили Основные Государственные Законы, «русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных и общественных установлениях определяется особыми законами». 23 апреля 1906 г. Высочайше утвержденные Основные Государственные Законы. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/apr1906.htm.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/2-13-34

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)