ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1930-Е ГОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Елена Ниязовна ЗАКИРОВА, Наталья Сергеевна ХАРИНА

Аннотация


В рамках данного исследования проводится попытка проследить развитие дошкольного и школьного образования спецпереселенцев в 1930-е годы на территории Ханты-Мансийского округа - Югры. К середине 1930-х годов в спецпоселках осуществлялась культурнопросветительская работа среди детей и молодежи спецпереселенцев. Была разработана программа всеобщего обязательного начального образования детей спецпереселенцев, планировалось строительство новых школ. Весь процесс становления и развития дошкольного и школьного образования в спецпоселках проводился в сложных географических и материальнотехнических условиях. Важно отметить, что это было предметом постоянной заботы наркоматов просвещения СССР, ГУЛАГа, местных органов власти и народного образования, руководителей предприятий и учреждений, где трудились спецпереселенцы. Основные формы работы среди спецпереселенцев включали: школьные занятия, беседы-лекции, кружковую работу, снабжение литературой и периодической печатью. Процент детей спецпереселенцев, включенных в процесс обучения, имел очень важные политические последствия.

Ключевые слова


ликвидация неграмотности; дошкольное образование; школьное образование; спецпереселенцы; наркомат; школьные занятия; просвещение; народное образование; переселенческая политика; обучение

Полный текст:

PDF

Литература


Закирова Е.Н. Спецпереселенцы в Остяко-Вогульском (Ханты-Мансийском) национальном округе в начале 30-х гг. ХХ в. // Вестник угроведения. - 2015. - № 3 (22). - С. 52-57.

Горшков С.В., Попов Н.Н. Советская ссылка на Обь-Иртышский Север (1920-1960-е гг.) // Русские старожилы. - Тобольск; Омск, 2000.

Харина Н.С. Социальные аспекты хозяйственно-бытовой жизни спецпереселенцев на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. // Историческая и социальнообразовательная мысль. - 2018. - Том. 10. - № 5 -2. - с. 157-164. - doi: 10.17748/2075-9908-201810-5/2-157-164

Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. - М., 1993.

Политические репрессии 1930-1940-х годов в воспоминаниях и личных документах жителей Ханты-Мансийского автономного округа: Сб. док. / Сост. Е.М. Брагина, Ю.В. Лазарева, Л.В. Набокова. - Ханты-Мансийск, 2002.

Казакова Н.С. К вопросу об особенностях учебно-воспитательного процесса для детей спецпереселенцев и их правовом положении (на примере Остяко-Вогульского округа) / 1937 год: память и уроки: Мат-лы межрег. науч.-практ. конф. (14-15 декабря 2007 г., Тюмень) / Редкол.: С.С. Пашин (отв. ред.) и др. - Тюмень: Вектор Бук, 2007. - С. 36-37.

Лобченко Л.Н. Европейский Север: социально-экономические реалии прошлого и перспективы развития в XXI веке / Л.Н. Лобченко // Учен. зап. Рос. гос. соц. ун-та. - 2010. - № 5. - С. 127133.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-98-102

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель:

Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

ISSN: 2219-6048 (ONLINE)