Православная и католическая иконография: в свете диалога культур Востока и Запада.

Марина Юрьевна Горожанина

Аннотация


В статье рассматривается православная и католическая иконография в свете взаимного культурного влияния. Данная тематика не раз становилась объектом научных исследований. Большой вклад в разработку темы внесли труды М.В. Алпатова, Д.А. Ровинского, В.Н. Сингаевского, Л.А. Успенского и др. Вместе с тем, в историографии долгое время основное внимание отводилось изучению становления иконографических традиций, а не их сравнению. В связи с чем, объектом исследования данной работы является культурное взаимовлияние католицизма и православия, нашедшее наиболее полное отражение в иконографии. В исследование используется историко-сравнительный метод, описательный, метод периодизации и детерменистики. Данные методы позволили не только выделить причины культурного взаимовлияния, но и обозначить периоды  и их отличительные черты, а также рассмотреть формирование иконографии образа Богородицы Остробрамской, Почаевской, Ченстоховской и Умиление Серафимо-Дивеевской. На основе анализа исторических документов в работе обозначаются истоки возникновения молитвы «Богородица Дева радуйся», известная в католическом мире как «Аве Мария», описывается такое явление как русский католик и православный поляк. В конце статьи делаются следующие выводы:

Наиболее яркое взаимопроникновение двух ветвей христианства в культуру друг друга представлено в иконописи. Причиной этого стало три фактора:

- общие духовные истоки. Католичество и православие – две ветви христианства, до Великой Схимы они имели единый источник возникновения, общие традиции, общих почитаемых святых.

- совместное проживание, ускоряло процесс взаимного влияния.

- приглашение на службу друг друга. С одной стороны, византийцы несли в Европу свои иконографические традиции, с другой европейцы, приглашенные в Россию, привносили католическую манеру письма.

 В истории культурного взаимопроникновения католицизма и православия выделяется два этапа: первый ХI – ХVII вв. характеризующийся сильным влиянием византийской традиции на католическую иконографию, особенно интенсивной она была в ХIII - ХIV, второй ХVII – ХVIII вв. связан с воздействием католической традиции на русскую иконопись. 


Ключевые слова


православие; католицизм; религия; Византия; Россия; иконография; взаимовлияние; культура

Полный текст:

PDF

Литература


Флоренский П.Н. Сочинения в четырех томах. Том 2. /П.Н. Флоренский – М.: Изд-во «Искусство», 1996.

Алпатов М.В. Древнерусская иконопись / М.В. Алпатов. – М.: Изд-во «Искусство», 1978 г.

Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века / Д.А. Ровинский. – СПб.: Типография А.П. Лопухина, 1903.

Сингаевский В.Н. Православные иконы / В.Н. Сингаевский. – СПб.: Полигон, 2005

Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви / Л.А. Успенский. – Коломна: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 1997

Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII веков./О.Е. Этингорф – М.: Прогресс-Традиция, 2000.

Суворова Е.В. Образ Богородицы «Непорочное зачатие»: к вопросу о взаимодействие русской и западноевропейской церковной культур. / Суворова Е.В. // Обсерватория культуры. 2013 №1. С. 128-132 .

Раевская Н. Ю. Священные изображения и изображения священного в Христианской традиции./Н.Ю. Раевская – СПб.: : САТИСЪ, 2011.

Пугачева И. А. Богородичные иконы во Флоренции XIII века. Образ и его почитание /И.А. Пугачева // Вестник ПСТГУ. Серия V Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015 . Вып 1(17) С. 68-99.

Фелми К.Х. Богоматерь в Литургии и гимнографии /К.Х. Фелми // альманах «Альфа и Омега», № 19, 1998. С.32–46.

Плисов Е.В. Песнь пресвятой Богородицы как самостоятельный литургический текст: языковые особенности употребления в немецком православном богослуже-нии//Известие Волгоградского педагогического госуниверситета.2009. Вып. 5. С. 148 – 152.

о. Адам Мисиюк Православие как шанс самосохранения восточных славян в Польше. /о. Адам Мисиюк // Prawoslawie.pl, 26.10. 2012.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-5-15-24

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)