Инклюзивный рост как фактор наращивания человеческого капитала общества: междисциплинарный анализ некоторых барьеров инклюзивной практики.

Ирина Сергеевна НЕЧИТАЙЛО, Мартин КАЛАМКОВИЧ, Павел Александрлвич НАЗАРКИН

Аннотация


В статье освещается взаимосвязь процессов инклюзивного роста и накопления человеческого капитала общества. Осуществляется попытка комплексного междисциплинарного (с позиции социологии, психологии и педагогики) анализа барьеров инклюзивной практики. Цель статьи состоит в теоретической концептуализации этих барьеров, а также их эмпирической идентификации (на основе результатов глубинных индивидуальных интервью). Анализируются четыре типа барьеров, препятствующих полноценному доступу людей с ограниченными возможностями (людей с инвалидностью и т. п.) к образовательным процессам. А именно, акцент делается на таких барьерах, как: институциональные; архитектурные; поведенческие; технологические. Подчеркивается, что наличие этих барьеров свидетельствует о серьезных препятствиях в реализации политики инклюзивного образования. В связи с этим приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного при помощи метода глубинных интервью людей с ограниченными возможностями (n=7). В итоге делается вывод о моральной, психологической и профессиональной неготовности некоторых участников образовательного процесса к полноценному общению с людьми с инвалидностью. Поэтому, необходима мощная социальная программа по формированию адекватного и позитивного отношения к таким людям, как гражданам, имеющим равные со всеми права и обязанности.

Ключевые слова


инклюзивное образование, доступность, барьеры, система образования, люди с ограниченными возможностями (люди с инвалидностью), человеческий капитал

Полный текст:

PDF

Литература


Беккер Г. Человеческий капитал / Г. Беккер [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://methodology.chat.ru/becker1.htm. – Загл. с экрана (дата обра-щения: 22.10.2019).

Нечитайло И. С. Роль вуза в определении социальных перспектив его вы-пускников / И. С. Нечитайло // Выпускник вуза в современном социокуль-турном пространстве : моногр. / под. общ. ред. Е.А.Подольской. – Харьков : Изд-во НУА, 2011. – С. 160–252.

Нечітайло І. С. Роль освіти у встановленні самоорганізаційного соціального порядку / І. С. Нечітайло // Науково-теоретичний і громад-сько-політичний альманах „Грані”– 2017. – № 11 (151), Листопад-2017. – C. 34−41.

Janjić, B., Beker, K. Novine u obrazovnom sistemu Srbije, Bilten „VelikiMali”, tema Obrazovanje; Urednica: Kosana Beker, Izdavač: Inicijativa za inkluziju VelikiMali, U okviru projekta „Stvaranje pravnog okvira i aktivnosti zastupanja u cilju unapređenja realizacije prava dece i odraslih sa invaliditetom u Srbiji”, 2010. – S. 14-16.

Marković, S., Kalamković, M., Mazurkijević, J. Asistivne tehnologije u nastavi, speci-jalnoj edukaciji i rehabilitaciji, ŠOSO „Milan Petrović”, Novi Sad, 2012, – S. 21–30.

Marshak, L., Van Wieren, T., Raeke Ferrell, D., Swiss, L., Dugan, C. Barriers to Use of Accommodations, Journal of Postsecondary Education and Disability, 2010. – №22(3). – S. 151–165.

Pivik, J., Mccomas, J., Laflamme, M. Barriers and Facilitators to Inclusive Education, Exceptional Children, 2002. – №69 (1). – S. 97–107.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-6-190-202

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)