Семья как субъект проектирования индивидуальной образовательной траек-тории ребенка: аспект инклюзии

Вероника Михайловна ГРЕБЕННИКОВА, Петр Борисович БОНДАРЕВ, Владлен Константинович ИГНАТОВИЧ, Светлана Сергеевна ИГНАТОВИЧ

Аннотация


Статья посвящена проблеме становления современной семьи в новом качестве субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Показано, что данная проблема возникает на современном этапе развития научных представлений об индивидуализации и инклюзивности образования, рассматриваемых в контексте формирования новой политики государства в отношении семьи. Данная проблема рассматривается в трех аспектах: проектирование индивидуальной образовательной траектории ребенка непосредственно в семье, в ближайшем социальном окружении ребенка и во взаимодействии семьи и внешних образовательных институтов. Предпринят сравнительный анализ понятий «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут». Показано, что индивидуальный образовательный маршрут представляет собой образовательную программу, которая строится персонально для ученика с учетом его интересов и особенностей социальной ситуации развития. Индивидуальная образовательная траектория понимается как уже состоявшийся, реализованный учеником маршрут. Установлено, что смысловой акцент деятельности семьи по проектированию индивидуальной траектории ребенка по мере его взросления смещается от выстраивания спонтанных цепочек значимых жизненных событий к совершению осознанных социальных проб и далее к проектированию собственно образовательного маршрута, направленного на достижение целей личностного и профессионального самоопределения. Введено представление о формальной и неформальной стратегиях участия семьи в проектировании индивидуальной образовательной траектории ребенка. Сделан общий вывод о том, что неформальная стратегия обладает наибольшим социально-педагогическим потенциалом для социализации ребенка в условиях современной, динамично изменяющейся действительности. В этой связи помощь семье в освоении компетенций для реализации неформальной стратегии представляет собой приоритетное направление социально-педагогической поддержки семьи.

Ключевые слова


семья, индивидуальная образовательная траектория ребенка, субъект проектирования

Полный текст:

PDF

Литература


Власюк И.В. Научно-методическое обеспечение подготовки педагога к социально-педагогическому проектированию программ семейной политики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 6 (91). С. 33–37.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с. ISBN 5-7695-0888-4.

Кротова М.В. Педагогическое сопровождение индивидуальной образова-тельной деятельности одаренного обучающегося в разновозрастном образовательном объединении // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2016. № 8 (46). С. 8-12. URL. https://elibrary.ru/download/elibrary_29370946_68177773.pdf (дата обраще-ния 10.10.2019 г.).

Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обу-чать всех по-разному? М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.

Игнатович В.К., Игнатович С.С., Гребенникова В.М., Бондарев П.Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута: проблема готовности субъекта: монография / под науч. ред. В.К. Игнатовича. Краснодар: Кубан-ский гос. ун-т, 2015. 144 с. ISBN 978-5-98422-279-2.

Асмолов А., Кудрявцев В. Непройденная зона // Обруч. 2016. № 6. URL: https://tovievich.ru/book/obrazovanie/7859-aleksandr-asmolov-vladimir-kudryavcev-neproydennaya-zona.html (дата обращения 4.09.2019 г.).

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого досто-инства: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 480 с. ISBN 5-7695-0741-1.

Кротова М.В. Указ. изд-е.

Гошин М.Е., Мерцалова Т.А. Типы родительского участия в образовании, со-циально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 68-90.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-22-31

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)