Учащийся как субъект проектирования индивидуальных образовательных результатов в процессе дополнительного образования.

Петр Борисович БОНДАРЕВ, Владлен Константинович ИГНАТОВИЧ, Валентина Евгеньевна КУРОЧКИНА

Аннотация


Статья посвящена проблеме формирования готовности учащихся осваивать новый для них уровень субъектности, на котором они активно включаются в деятельность по проектированию своих индивидуальных образовательных результатов. Цель статьи состоит в описании данного уровня субъектности учащегося, характеризуемого его готовностью проектировать индивидуальные образовательные результаты в процессе дополнительного образования. Охарактеризованы предпосылки возникновения этой проблемы в поле современных исследований. Описаны существующие проявления и уровни субъектности учащих-ся в образовательном процессе. Показана их недостаточность для того, чтобы учащийся становился субъектом проектирования индивидуальных образовательных результатов. Раскрыто понятие готовности учащегося к данному виду образовательной деятельности, охарактеризованы ее мотивационно-целевой, содержательный и регулятивно-оценочный компоненты. Сделан общий вывод о том, что готовность учащегося к проектированию индивидуальных образовательных результатов в современной ситуации развития образования выступает объектом социально-педагогического проектирования.

Ключевые слова


индивидуальный образовательный результат; дополнительное образование; социокультурные практики; готовность к проектированию

Полный текст:

PDF

Литература


Асмолов А.Г., Пастернак Н.А. Ребенок в культуре взрослых. М.: Издательство Юрайт, 2019. 150 с.

Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Спб.: Речь 2004. 272 с.

Игнатович В.К., Игнатович С.С. Понятие индивидуальных образовательных результатов учащихся в контексте индивидуализации процесса дополнительного образования детей // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019. T. 2. №2. С. 4 – 15. URL http://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/51

Игнатович В.К., Игнатович С.С., Гребенникова В.М., Бондарев П.Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута: проблема готовности субъекта: монография / под науч. ред. В.К. Игнатовича. М.: Ритм, 2015. 144 с.

Игнатович В.К. Индивидуальный образовательный результат: сущность понятия и подходы к описанию // Психолого-педагогический поиск: научно-методический журнал. 2018. № 3 (47). С. 36 – 45.

Ковалева Т.М., Якубовская Т.В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек.RU. 2017. № 12. С. 85–94.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 391 с.

Макарова С.А. Формирование мотивационно ориентированной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования: дисс. ... канд. пед наук // Саранск, 2016.

Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: моно-графия. Ростов-на-Дону; Феникс, 1996. 508 с.

Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 20 – 34.

Тарасевич Г., Константинов А. Школа завтра не нужна // РР/ СЦЕНА. URL: http://rusrep.ru/article/2013/08/28/school/ (Дата обращения 12.10.2020).

Федоров И.М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме // Молодой ученый. 2019. № 28 (266). С. 246-250.

Школьная система оценки результатов и качества образования: от модели к технологии реализации. Кн. 4 / под ред. А.И. Адамского. М., 2013. Сер. «Общероссийская система оценки качества общего образования.

Эльконин Б.Д. Событие действия (Заметки о развитии предметных дей-ствий) // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. C. 11–19.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2020-12-4-5-144-153

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель:

Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

ISSN: 2219-6048 (ONLINE)