Влияние самоопределения на мотивацию в условиях профессионального образования

Alla G. Mikhailova

Аннотация


Введение: Теория самоопределения играет решающую роль в формировании самосознания. Это говорит о том, что люди мотивированы меняться, а также стремиться к самоопределению благодаря трем универсальным психологическим потребностям: достижению компетентности, связи и автономии. Предложены социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования социального самоопределения студентов.

Материалы и методы: методологической основой являются идеи личностного и профессионального развития как основы достижения профессионального «апогея» в трудах таких ученых, как А.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В. Зазыкин, А. Маркова, Н.В. Кузьмина и другие. Ученые подчеркнули междисциплинарные связи и интеграционных подходах при исследовании проблем самоопределения личности.

Результаты исследования: даны рекомендации по структуре активирующих методов самоопределения. Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование самоопределения в образовательном процессе вуза будет эффективным при реализации условий: обеспечение взаимосвязи процессов формирования и саморазвития человека; включение студентов в различные виды деятельности с целью приобретения социального опыта и системы социальных ролей для дальнейшего саморазвития; тренинги для мотивационного роста и занятия, направленные на развитие навыков самоорганизации и саморегуляции в стрессовых ситуациях.

Обсуждение и заключение: в соответствии с этими выводами был разработан комплекс рекомендаций: внешние и внутренние факторы социального самоопределения должны учитываться в системе, с присущей ей связью с окружающей средой, поскольку изменения социальной среды влекут за собой изменения в системе факторов; для изучения личностных свойств, развития взаимопонимания и определения путей развития и коррекции следует использовать качественные психодиагностические методики, тренинги для мотивационного роста, направленные на развитие навыков самоорганизации и саморегуляции в стрессовых ситуациях; необходимо обеспечить активность студентов в самых разных видах деятельности.


Ключевые слова


: самоопределение, мотивация, профессиональное образование, студенты вуза, коммуникативное взаимодействие

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Abulkhanova-Slavskaya A.K. Strategy of life. M., 1991. 230 p.

Ananiev BG Man as a subject of knowledge. 3rd edition. Series: Masters of Psychology SPb.: Peter, 2016; 288 р.

Cherry Kendra. Self-Determination Theory and Motivation. October 07, 2019; URL: https://www.verywellmind.com/what-is-self-determination-theory-2795387 [accessed 10 December 2020].

Cherry Kendra. 5 Surprising Ways to Get Motivated. Psychological techniques to help you get more motivated. July 23, 2020; URL: https://www.verywellmind.com/surprising-ways-to-get-motivated-2795388 [accessed 10 December 2020].

.Courtney E. Ackerman, MSc. Self-Determination Theory of Motivation: Why Intrinsic Motivation Matters. URL: https://positivepsychology.com/self-determination-theory/ [accessed 10 December 2020].

Golovakha E.I. Life perspective and professional self-determination. Kiev: Naukova Dumka, 1988.144 p.

Golovko O.N., Korepanov A.L., Lei V.A. Pedagogical professionalism as a factor in the development of student's abilities. Modern Science. № 5-1, 2020; Pp. 325-329.

. Ishkov A.D. Educational activity of a student: psychological factors of success: Mono-graph М.: АСВ, 2004; 224 p.

. Kostsova M.V., Mikhailova A.G., Grishina A.V., Chunikhina L.V. Features of profes-sional motivation among counselors with different pedagogical experience (on the ex-ample of ICC “Artek. Modern Science. № 11-1, 2020; Pp. 351-357

. Leontiev D.A., Shelobanova E.V. Professional self-determination as the construction of images of a possible future. Questions of psychology, 2001; № 1. p. 57-65.

. Markova A.K. Psychology of professionalism. Publisher: International Humanitarian Foundation "Knowledge". URL: https://www. studmed.ru/markova-ak-psihologiya-professionalizma_6b2fa1cadce.html [accessed 05 December 2020].

. Mikhailova A.G., Kostsova M.V. Stages of the formation of readiness to overcome emotional barriers of communication. Historical and Social-Educational Idea., v12. № 3 . 2020; p. 101-119 DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2020-12-3-101-119

. Mikhailova A.G., Golovko O.N. Formation of professional and communicative com-petence in the practice of the university (on the example of IT specialists). International scientific journal, 2020; № 2. p. 34-37.

. Mikhaylova A.G., Nikitaeva M.V., Kokodey T.A. Formation of personal qualities by means of acmeological approach in the context of professional becoming. Volume 87, 000282020. International Scientific and Practical Conference “Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career” (ICTP 2020) DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20208700028 [accessed 10 December 2020].

. Motivation and Psychological Well Being Across Life’s Domains. Canadian Psychol-ogy Copyright 2008 by the Canadian Psychological Association 2008; v 49, No. 1, p. 14-23

. Psychological diagnostics of personality spheres [Electronic resource]: laboratory practice. Ural. state ped. un-t; author-comp. Yu.E. Vodyakha. Electron. Dan. Ekaterin-burg, 2018. 1 electron. disk (CD-ROM)

. Rubinstein S.L. Principle of creative amateur performance: To the philosophical foun-dations of modern pedagogy. Questions of psychology. Scientific archive. p. 101-109 URL: http://voppsy.ru/issues/1986/864/864101.htm (date of access: 03.11.2020) [ac-cessed 10 December 2020].

. Serikov G.N. Socially significant aspects of personality self-determination Bulletin of SUSU. Education. Pedagogical Sciences. 2014; v6, № 4. p. 27-32.

. Self-determination URL: https://www.britannica.com/topic/self-determination [ac-cessed 10 December 2020].

. TSANG Hoi Ka. Student Motivation on a Diagnostic and Tracking English Language Test in Hong Kong Carrie. Institute of Education. University of London. 2013; p. 44 URL: https://discoveryucl.ac.uk/id/eprint/10017892/1/Thesis_ (Car-rie_Tsang)_Final%20copy.pdf [accessed 10 December 2020].

. Zhurkina A.Ya. Sergushin E.G., Sergushina O.V. Theoretical aspects of the formation of social and professional self-determination of students of educational organizations. Integration of education. 2016; v.20. № 1. p. 29-36.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2021-13-1-123-133

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)