Проблема «клипового мышления» в контексте выбора методик обучения студентов высших учебных заведений.

Марина Александровна Дорофеева

Аннотация


В статье исследуется проблема наличия клипового мышления у социальной группы молодежи – студенчества. 

Новизна исследования заключается в постановке вопроса о необходимости междисциплинарного исследования клипового мышления как биологического, социального и гуманитарного явления, причем первенство при определении сущности данного явления должно быть отдано когнитивным наукам.

Анализ результатов методических инноваций современных исследователей выявляет очарование клиповым мышлением как новым когнитивным стилем и наличие императивных рекомендаций о трансформации формата образовательных технологий в сторону его приспособления к этому массовому явлению. Автор статьи подвергает сомнению тезис о необходимости перехода в высшей школе на методики обучения, учитывающие особенности клипового мышления.

Методологической основой для исследования стали: концепция теории поколений Н. Хоува и У. Штрауса, концепция понятийного мышления Л.С. Выготского, концепция когнитивных стилей М.А. Холодной, концепция клипового мышления К.Г. Фрумкина.

Результаты исследования (на примере обучающихся Юридической школы ДВФУ) показывают, что априори распространять на российское студенчество модель клипового мышления как ведущую базовую поколенческую характеристику ошибочно. Студенты являются дифференцированным сообществом, в котором наблюдается разнообразие когнитивных стилей у индивидов, включая широкое распространение самого продуктивного из них – понятийно-логического.

В связи с этим автор приходит к выводу, что образовательные технологии  в высшей школе должны сочетать в себе методики, аккумулирующие способы отражения действительности в визуально-образном и словесно-логическом выражении, создавать  образовательное пространство, в котором демонстрировать способы перевода клипового мышления в понятийное и обучать такой перефокусировке, при этом необходимо научить студентов пользоваться обоими когнитивными стилями и эффективно переключаться между ними в зависимости от типа когнитивных задач, связанных с работой с информацией.


Ключевые слова


поколение Z, клиповое мышление, понятийное мышление, психология мышления, когнитивный стиль, когнитивная наука, юридическое образование, soft skills, функциональная неграмотность, академическое мошенничество, плагиат, педагогика высшей школы

Полный текст:

PDF

Литература


Курбатов В.И. Виртуальная коммуникация, виртуальный язык и виртуальное мышление // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – № 11. – С. 42-47.

Егорова А.Г. Сетевое мышление: деградация или прогресс? // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-12. – С. 2626-2629.

Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.

Алехин А.Н., Грекова А.А. «Псевдопсихопатологические» формы мышления в современных условиях // Вестник психотерапии. – 2018. – № 66 (71). – С. 137–151.

Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия МНЭПУ, 2018. – 200 с.

Горобец Т.Н., Ковалев В.В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти // Мир психологии. – 2015. – № 2 (82). – С. 94-100.

Старицына О.А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что де-лать? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – № 2 (23). – С. 270-274.

Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2014. – Вып. 5 (24). URL: https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 19.04.2021).

Микляева А.В., Безгодова С.А. «Клиповое мышление» в структуре стилевых характеристик познавательной деятельности студентов // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 5. – С. 223-227.

Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Издательство Московского университета, 1986 [электронный ресурс] // Факультет психологии Московского гос-ударственного университета им. М.В. Ломоносова: URL: http://www.psy.msu.ru/people/zeigarnik/25.html (дата обращения: 19.04.2021).

Гриценко И.А. Клиповое мышление – новый этап развития человечества // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2012. – № 4 (104). – С. 71-74.

Царевская О.А., Юдалевич Н.В. Изменение подходов к обучению в условиях развития клипового мышления // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2020. – № 2 (16). – С. 100-102.

Папанова С.Ю. «Люди виртуального мира»: особенности взаимодействия преподавателей и студентов в контексте интенсивного расширения компьютерных технологий // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 2 (13). – С. 156-160.

Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. – М.: Когито-центр, 2002. – 225 с.

World Economic Forum. Insight Report «The Future of Jobs. Report 2018». P. VIII. [электронный ресурс]. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2018.pdf (дата обращения: 21.09.2019).

Шлихтер А.А. Влияние четвертой промышленной революции на формирование человеческого капитала и эволюция мирового рынка труда // Общество и экономика. – 2020. – № 4. – С. 56-72. DOI 10.31857/S086904990009179-8.

Гаазе К. COVID-19 и будущее свободного времени // Прощай, COVID? – М.: Издательство Института Гайдара, 2020. – С. 301-325.

Gentilini Ugo, Grosh Margaret, Rigolini Jamele, Yemtsov Ruslan. 2020. Exploring Universal Basic Income: A Guide to Navigating Concepts, Evidence, and Practices. – Washington, DC: World Bank [электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/32677 License: CC BY 3.0 IGO (дата обращения: 19 апреля 2021).

Семеновских Татьяна Викторовна Психолого-педагогические детерминанты академического мошенничества в исследовательских работах студентов [электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. – 2013. – № 4 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-determinanty-akademicheskogo-moshennichestva-v-issledovatelskih-rabotah-studentov (дата обращения: 19 апреля 2021).

Plagium vulgaris: как предотвратить плагиат в науке: онлайн-конференция, 31 января 2011 [электронный ресурс] / Международный мультимедийный пресс-центр «Россия сегодня»: сайт. URL: http://pressmia.ru/pressclub/20110131/328762171.html (дата обращения: 19.04.2021).

McKie Anna Many university staff back prosecuting students over essay mills [электронный ресурс]. March 7, 2019. URL: https://www.timeshighereducation.com/news/university-staff-back-prosecuting-students-who-use-essay-mills (дата обращения: 19.04.2021).

Шмелева Е.Д., Семенова Т.В. Академическое мошенничество студентов: учебная мотивация vs образовательная среда // Вопросы образования. – 2019. – № 3. – С. 101-129.

Мягков А.Ю. Академическая нечестность студентов как угроза образовательной среде вуза // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития: Сб. мат-лов II Междунар. науч.-практ. конф. Тула, 29 октября 2020 г. – Чебоксары: Среда, 2020. – С. 215-218.

Моховикова В.А. Академическое мошенничество студентов // Новеллы права, экономики и управления: Сб. науч. трудов по мат-лам V междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. Гатчина, 22 ноября 2019 г. – Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2020. – С. 51-55.

Верминенко Ю.В. Влияние феномена «клипового мышления» на учебную деятельность учащихся военных и гражданских вузов // Психолого-педагогические проблемы военного образования. – СПб., 2019. – С. 18-22.

Губчевская Е.А. Филологическое образование обучающихся в условиях формирования клипового мышления // Libri Magistri. – 2020. – № 1 (11). – С. 82-95.

Димухаметов Р.С. Цифровые аборигены... Какие они? // Здравоохранение, образование и безопасность. – 2016. – № 1 (5). – 88-96.

Орлова Д.Р. Использование современных средств обучения при преподавании экономических дисциплин // Вестник науки и образования. – 2020. – № 10-4 (88). – С. 19-20.

Снегарёва Л.Л. Особенности преподавания лингвостилистического анализа текста на лингвистических специальностях // Педагогика, психология, об-щество: Сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары, 30 июня 2020 г. – Чебоксары, 2020. – С. 72-75.

Солдатова Г.Т. Взаимодействие преподавателя и студента в условиях цифро-визации образования // Непрерывное образование: теория и практика реа-лизации: мат. III Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 22 января 2020 г. – Екатеринбург, 2020. – С. 199-202.

Мамина Р.И., Толстикова И.И Поколение Z или поколение фиджитал в условиях деловой среды // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. – 2019. – Вып. 3. – С.149-159. URL: https://doi.org/10.17586/2587-8557-2019-3-149-159

Фрумкин К.Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой куль-туры // Ineternum. – 2010. – № 1. – С. 26-36.

Давыдов В.Н. Безопасность информационного пространства: современные политические проблемы взросления // Вопросы политологии. – 2017. – Вып. 3(27). – С. 83-97.

Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [электронный ресурс] // Топос: литературно-философский журнал. – 2010. URL: http://www.topos.ru/article/7371 (дата обращения: 19.04.2021).

Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. – 2013. – № 2. – С. 169-176.

Труфанова Е.О. Информационное перенасыщение: ключевые проблемы // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2019. – № 1 (16). – С. 4-21.

Варнавский В.Г. Цифровые технологии и рост мировой экономики: верификация трендов и прогноза // Друкеровский вестник. – 2020. – № 3 (35). – С. 5-18.

Nicholas Carr Is Google Making Us Stupid? What the Internet is doing to our brains [электронный ресурс] // The Atlantic: site. – July/august 2008 issue. URL: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2008/07/is-google-making-us-stupid/306868/ (дата обращения: 19.04.2021).




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2021-13-2-244-264

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

ISSN: 2219-6048 (ONLINE)