Образовательные стратегии молодежи в СССР в 1950–1960-е годы

Галина Михайловна Иванова

Аннотация


Введение. В настоящее время в Российской Федерации реализуется государственная молодежная политика, цель которой создать необходимые условия для самореализации молодежи и ее активного включения в общественные процессы. В этой связи актуализируется задача изучения исторического опыта СССР в сфере реализации государственной молодежной политики в 1950–1960-е годы, когда интересы и потребности молодежного социума стали впервые широко учитываться при реализации программ социально-экономического развития, в том числе и в сфере образования. В статье анализируются условия, причины и последствия выбора молодыми людьми образовательных стратегий, выявляется взаимосвязь между материальными возможностями общества и социальными устремлениями молодежи.

Источники и методы. Данная проблема рассматривается под углом зрения социальной истории, в рамках концепции «социалистического государства благосостояния». Исследование базируется на архивных материалах из фондов          ГА РФ, РГАНИ, РГАСПИ.

Анализ. Образовательные возможности молодежи в начале 1950-х годов были существенно ограничены низким качеством образования, его частичной платностью; доминированием в системе школьного образования неполной средней школы-семилетки; ограниченным числом учебных заведений, ведущих профессиональную подготовку на базе полной средней школы; слабым развитием вечерних и заочных форм обучения. Одним из главных отрицательных факторов при выборе образовательных стратегий был низкий уровень жизни.

Выводы. Реализация новой социальной политики способствовала повышению материальных возможностей населения, открыла доступ к высшему и среднему образованию широким слоям молодежи. Среди важнейших предпосылок свободного выбора образовательных стратегий были отмена платы за обучение, расширение сети школ-десятилеток, повышение качества образования, повсеместное распространение форм обучения без отрыва от производства.


Ключевые слова


молодежная политика, образование в СССР, среднее и высшее образование, обучение без отрыва от производства

Полный текст:

PDF

Литература


Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 15.12.2014, № 50, ст. 7185.

Андреев А.Л. О модернизации образования в России. Историко-социологический анализ // Социологические исследования. – 2011. – № 9. – С. 111-120.

Андреев А.Л. К характеристике социально-исторического опыта России как «общества образования» // Высшее образование в России. – 2011. – № 12. – С. 95-105.

Пыжиков А.В. Реформирование системы образования в СССР в период «оттепели» (1953–1964 гг.) // Вопросы истории. – 2004. – № 9. – С. 95-104.

Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоен-ной школы (1940–1980-е). – М., 2015.

Иванова Г.М. Советская школа в 1950–1960-е годы. – М., 2018.

Сымонович Ч. Оттепель и молодежь – российские ровесники войны в конце 1950-х – начале 1960-х гг. // Телескоп: журнал социологических и марке-тинговых исследований. – СПб., 2015. – № 5. – С. 24-35.

Ручкин Б.А. Молодежь и общество: уроки истории. – М., 2016.

Александрова И.Н. Молодежная политика советского государства и эволюция ценностных ориентаций юношей и девушек во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг.: Дис. … канд. ист. наук. – Тамбов, 2018.

Будник Г.А. Общественно-политические настроения студенчества Цен-трального района России в документах государственных архивов (середина 1950-х – 1960-е годы). – Отечественные архивы. – 2003. – № 2. – С. 44-50.

Будник Г.А. Неформальное движение в вузах Российской Федерации в пе-риод «оттепели» // Известия высших учебных заведений. Сер.: Гуманитар-ные науки. – 2011. – Т. 2. – № 2. – С. 93-99.

Герасимова О.Г. «Оттепель», «заморозки» и студенты Московского уни-верситета. – М., 2015.

Гессен С.И. Педагогические сочинения. – Саранск, 2001.

Сборник постановлений Правительства СССР. – М., 1940. – № 27.

Президиум ЦК КПСС. 1954–1964. Стенограммы. – М., 2003.

Иванова Г.М. На пороге «государства всеобщего благосостояния». Социальная политика в СССР (середина 1950-х – начало 1970-х годов). – М., 2011.

Народное образование. – М., 1967.

Виноградов В.А. Мой ХХ век: воспоминания. – М., 2005.

Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущёва, Брежнева, Горбачёва и Ельцина в 4-х книгах. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущёва. – М., 2001.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2021-13-4-37-52

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)