Конститутивные основания конструктивного взаимодействия: педагогическая панорама

Оксана Анатольевна Мосина, Руслан Руслан Геннадьевич Редун

Аннотация


Проблемы современной системы высшего образования становятся все более актуальными. Ее текущее состояние можно обозначить как конфликтное, что не отвечает вызовам современности. При этом, необходимость развития сетевого партнерства, интегрированного обучения, синергизма заставляет по-новому взглянуть на проблему конструктивного взаимодействия.

Авторы статьи видят одним из направлений разрешения проблемного поля – формирование и развитие конструктивного взаимодействия между субъектами образования. Они рассматривают «взаимодействие» как самостоятельный педагогический феномен, который инициирует совместную деятельность на основе созидательного сотрудничества или социального согласия, ориентированных на личные цели и интересы и цели субъектов образования. При этом акцент делается на том, что концептуального обоснования данному феномену в педагогическом дискурсе пока не дано.

Теоретический анализ и экспериментальное исследование (проведенное в двух ведущих вузах Краснодарского края: ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» и ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище им. генерала армии С.М. Штеменко»), представленные в данной статье, позволяют определить конститутивные атрибуты конструктивного взаимодействия, вычленить основания, которые могут стать основой для формирования педагогической концепции конструктивного взаимодействия в ближайшей перспективе. А именно: теоретические, методологические, организационно-содержательные основания и педагогические условия реализации в системе образования; принципы; функции и критериальные показатели.


Ключевые слова


конструктивное взаимодействие; педагогическое взаимодействие; конфликт; субъекты образования; конститутивные основания; атрибутивные элементы

Литература


Кант, И. Критика практического разума / Иммануил Кант; Пер. с нем. [и предисл.] Н.М. Соколова. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: В.И. Яковенко, 1908. – 167 с.

Гегель, Г. Собрание сочинений: в 14 т. Т. 5. / под ред. А. Деборина, Д. Рязанова; Ин-т К. Маркса и Ф. Энгельса. - Москва; Ленинград: Гос. изд-во, 1929. – 691 c.

Потехин, Д. С. Генезис понятия "взаимодействие" / Д. С. Потехин // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». – 2020. – № 19. – С. 133-138.

Fligstein, N. Fields, power and social skills: a critical analysis of the new institutional currents [Электронный ресурс]. – Экономическая социология. Т. 1. № 1. – URL: http://www.ecsoc.msses.ru (дата обращения 19.01.2020).

Арендт, Х. О насилии // Мораль в политике.М.: КДУ: Изд-во МГУ, 2004. – 330 c.

Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

Забелина, О.М. Педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия во временном объединении // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педаго-гика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 3. С. 120-121.

Коротаева, Е. В. Педагогика взаимодействия в современном образовательном процессе : дис. … д-ра пед. наук / Е. В. Коротаева. – Екатеринбург, 2000. – С. 74–76.

Демакова, С.Е., Гордилковская Д.С. Авторские педагогические системы 80-х годов xx века в россии и их значение для современного образования // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Сту-денческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018002328 (дата обращения: 29.09.2021).

Мосина, О.А. Педагогическая модель геронтообразования / О.А. Мосина // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 268-270.

Хазова, С.А. Педагогические условия подготовки курсантов к профессионально-ориентированной научно-исследовательской деятельности / Хазова С.А., Михайлюк В.А., Трунов Н.Н. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2020. № 3 (263). С. 141-147.

Маркова, А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А.К. Маркова, А.Я. Никонова // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 40

Budner, S. Intolerance of ambiguity as a personality variable. Journ. of Personality, 1982, – vol. 30, Р. 29 – 50.

Деркач, А. А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2013. № 2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-akmeologicheskie-osnovaniya-i-sredstvaoptimizatsii-lichnostno-professionalnogo-razvitiya-konkurentosposobnogo-2 (дата обращения: 28.03.2019).

Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition. URL: http://www.psych.org/MainMenu/Research/DSMIV.aspx (дата обращения: 29.09.2021)

American Psychiatric Association (APA) (1994). Diagnostic and statistical man-ual of mental disorders (4th ed.) (DSM-IV), Washington DC: American Psychi-atric Association. URL: https://www.scirp.org/reference (дата обращения: 29.09.2021).

Психологические тесты он-лайн URL: https://testometrika.com (дата обращения: 28.09.2021).




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2021-13-5-117-127

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)