ВЕДОМСТВЕННЫЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 1920–1930-е ГОДЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ

Татьяна Михайловна Смирнова

Аннотация


Статья посвящена малоизученному аспекту истории советского детства – проблеме формирования и деятельности сети ведомственных дошкольных учреждений. Опираясь на широкий комплекс источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, автор реконструирует процесс создания и реформирования в 1920–1930-х годах сети ведомственных учреждений для детей дошкольного возраста. В статье рассмотрен вопрос о многообразии этой сети, ее сложной структуре. Основное внимание уделяется ведомственным детучреждениям Москвы, где сеть детских садов и яслей при различных предприятиях, организациях и обществах была особенно развитой и многообразной.

Методы исследования. Для решения поставленных задач автор опирался как на классические методы исторического исследования (историко-генетический, историко-сравнительный, статистический, ретроспективный, хронологический), так и на приемы и методы, выработанные российской и зарубежной историографией последних десятилетий в рамках истории повседневности, исторической антропологии, микроистории.

Результаты. В результате данного исследования подведены итоги изучения проблемы в российской и зарубежной историографии, определены ее недостаточно изученные и перспективные направления; реконструирован процесс формирования и реформирования сети ведомственных дошкольных учреждений в 1920–1930-е годы; проанализирована структуры этой сети и особенности ее функционирования. Особое внимание автор уделяет дошкольным детским учреждениям, созданным для обслуживания сотрудников ВЦИК. Автор показывает, что в первые годы своего существования данные учреждения предназначались не только для детей «номенклатурной элиты», но для семей всех сотрудников ВЦИК – от руководящих работников до чернорабочих.


Ключевые слова


детство, детские учреждения, ведомственные дошкольные учреждения, детские сады, ясли, Наркомпрос РСФСР.

Полный текст:

PDF

Литература


Баландина А. «Фабрика по шлифовке»: Зачем России детские сады // Газета.ru. 27 сент. 2018 [Электронный ресурс] – URL: https://www.gazeta.ru/social/2018/09/25/11997355.shtml?ysclid=l9ssf8uftu173447214 (дата обращения: 13.10.2022).

Бурова О.Г. Особенности использования принципа историзма в становлении и функционировании системы управления дошкольным образованием (1920–1960 гг.) // Педагогика и психология образования. – 2017. – № 1. – С. 5-11.

Вавулинская Л.И. Проблемы послевоенного детства в постсоветской исто-рической литературе // Вестник Томского государственного университета. История. – 2020. – № 67. – С. 5-12.

Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1926 год с приложением ново-го плана г. Москвы. – М., [1925].

Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1927 год с приложением ново-го плана г. Москвы. – М., [1926].

Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1928 год с приложением ново-го плана г. Москвы. – М., [1927].

Вся Москва. Адресно-справочная книга на 1930 г. – М.: Московский рабо-чий, 1930.

Вся Москва. Адресно-справочная книга. 1936 год. – М., 1936.

Вычеров Д.А. Советское «военное детство» (1941–1945): Историография проблемы и перспективы дальнейшего изучения // Россия на переломе. Войны, революции, реформы. XX век: Сб. ст. / отв. ред. М.В. Ходяков. – СПб.: Лема, 2018. – С. 309-324.

Долгова Е.А. Ведомственные детские сады в системе академических учре-ждений 1920–1930-х гг. // Семья и детство в повседневной жизни: история и современность: Мат-лы междунар. науч. конф., 6–8 апреля 2023 г. / Под ред. В.А. Веременко: в 2 томах. Т. 1. – СПб., 2023. – С. 181-186.

Дошкольное образование в России [Электронный ресурс] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дошкольное_образование_в_России (да-та обращения: 18.01.2024).

Дошкольное образование в России [Электронный ресурс] – URL: https://руни.рф/Дошкольное_образование_в_России (дата обраще-ния: 18.01.2024).

Жорно Я.Ф. Молочная кухня для вскармливания грудных детей: руковод-ство к устройству молочной кухни и производству работ в ней. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Мосздравотдел, 1927.

Келли К. Об изучении истории детства в России XIX–XX веков // Какорея. Из истории детства в России и других странах: Сб. ст. и мат-лов. – М.;Тверь, 2008. – С. 8-46.

Меньшиков В.К. Опыт вскармливания детей масло-мучной смесью Моро. (Доложено в Обществе врачей при Казанском университете) // Казанский медицинский журнал. – 1923. – Т. 19. – № 5. – С. 54-62.

«Мы приходим в детский сад…»: История дошкольного образования в России [Электронный ресурс] – URL: https://dzen.ru/media/activityedu/my-prihodim-v-detskii-sad-istoriia-doshkolnogo-obrazovaniia-v-rossii-5bbc640548032300ab745a29 (дата обращения: 22.10.2022).

Постановление СНК СССР от 6 июля 1935 г. «О мероприятиях по упорядо-чению работы детских садов» // СЗ СССР. – 1935. – № 35. – Ст. 309.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абор-тов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении госу-дарственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за непла-теж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» // СЗ СССР. – 1936. – № 34. – Ст. 309.

Постановлении СНК СССР от 3 мая 1937 г. «О детских садах» // СЗ СССР. – 1937. – № 31. – Ст. 131.

Ромашова М.В. Дети и феномен детства в отечественной истории: новей-шие исследования, дискуссионные площадки, события // Вестник Перм-ского университета. – 2013. – Вып. 2 (22). – С. 108-115.

Слезин А.А. История детства: «открытие» повседневной жизни // Научный диалог. – 2019. – № 8. – С. 422-428.

Смирнова Т.М. «Сын за отца не отвечает». Проблемы адаптации детей «со-циально чуждых элементов» в послереволюционном обществе (1917–1936 гг.) // Россия в XX веке: люди, идеи, власть. – М., 2002. – С. 172-193.

Смирнова Т.М. «В происхождении своем никто не повинен...»? Проблемы интеграции детей «социально чуждых элементов» в послереволюционное российское общество (1917–1936 гг.) // Отечественная история. – 2003. – № 4. – С. 28-42.

Смирнова Т.М. Российское детство в XX веке: новые обобщающие работы и новые вопросы // Ребенок в истории и культуре: Труды семинара «Куль-тура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 4. – М., 2010. – С. 499-515.

Смирнова Т.М. Детские дома и трудколонии: жизнь «государственных де-тей» в Советской России в 1920–1930-е гг. // Вестник Российского универ-ситета дружбы народов. – М., 2012. – № 3. – С. 16-38.

Смирнова Т.М. Дети страны Советов: от государственной политики к реа-лиям повседневной жизни. (1917–1940 гг.). – М.-СПб.: Центр гуманитар-ных инициатив, 2015. – 384 с.

Смирнова Т.М. Дети и Гражданская война 1917–1922 гг.: актуальные про-блемы изучения // Россия в годы Гражданской войны, 1917–1922 гг.: власть и общество по обе стороны фронта: Мат-лы междунар. науч. конф. 1–3 октября 2018. – М., 2018. – С. 487-492.

Смирнова Т.М. Дети «страны Советов» в годы Гражданской войны: исто-риография и источники // Россия в годы Гражданской войны, 1917–1922 гг.: очерки истории и историографии. – М.-СПб., 2018. – С. 408-437.

Смирнова Т.М. Детство послереволюционной России: основные итоги и перспективы изучения // Труды Института российской истории. Вып. 15. – М., 2019. – С. 70-82

Смирнова Т.М. Дошкольное воспитание в Советской России в годы Граж-данской войны: декларируемые принципы и реальность // Война в челове-ческом измерении: идеология, психология, повседневность, историческая память: Мат-лы междунар. науч. конф. (г. Москва, 20 марта 2020). Труды исторического факультета МГУ. Вып. 194. – СПб.: Алетейя, 2021. – С. 261-271.

Смирнова Т.М. «Даешь ясли и детский сад!»: формы участия родителей в содержании дошкольных учреждений в Советской России 1920–1930-х гг. // Профессионал с большим сердцем. К 80-летию со дня рождения истори-ка А.К. Соколова: Сб. ст. и мат-лов / Отв. ред. С.В. Журавлев, Т.М. Смир-нова. – М., 2021. – С. 156-173.

Смирнова Т.М. Становление системы общественного дошкольного воспи-тания в советской России. 1917–1930-е гг.: основные итоги и актуальные проблемы изучения // Труды Института российской истории РАН. Вып. 17. – М., 2023. – С. 250-285.

Трапезникова Т.В. История создания дошкольных учреждений в России [Электронный ресурс] – URL: https://strategy24.ru/rf/news/istoriya-sozdaniya-doshkolnykh-uchrezhdeniy-v-rossii дата обращения 10.10.2022 (дата обращения: 13.10.2022).

Фирмаль Л. Елизавета Ивановна Тихеева, российский и советский педагог, специалист по дошкольному воспитанию детей – Дошкольное образова-ние до 1917 г. [Электронный ресурс] – URL: https://lfirmal.com/elizaveta-ivanovna-tiheeva-rossiyskiy-i-sovetskiy-pedagog-specialist-po-doshkolnomu-vospitaniyu-detey-2/ (дата обращения: 22.10.2022).

Шикунова И.А. Историографические традиции в изучении «детей беды» в контексте детского сиротства в Российской империи и Советской России в первой трети ХХ века // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гумани-тарные науки. – 2019. Т. 24. – № 182. – С. 272-282.




DOI: https://doi.org/10.17748/2219-6048-2024-16-1-40-60

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)