Допризывная подготовка учащихся средних школ Северной Осетии в годы Вели-кой Отечественной Войны

Авторы

  • Георгий Борисович Кайтуков Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова, г. Владикавказ, Россия https://orcid.org/0000-0001-6680-1183

Ключевые слова:

школа, война, ученик, военная подготовка, нормы ГТО, сандружинницы

Аннотация

На всех уровнях идет поиск новой модели военно-патриотического воспитания. Учитывая, что срок действительной военной службы составляет 1 год, необходимость военного обучения в школах, гимназиях, колледжах становится весьма важной и значимой. С этим связана актуальность темы военно-патриотического воспитания на разных этапах истории России.

Целью данной статьи, являющейся частью диссертационного исследования автора, является анализ форм и методов военно-патриотического воспитания школьников и допризывной подготовки в средних учебных заведениях Северной Осетии в годы Великой Отечественной войны.

Материалы и методы. Историографический анализ проблемы позволяет заключить, что проблемы военной допризывной подготовки нашли свое место в трудах историков (Г.П. Шатунова, И.А. Пешкова, Е.В. Молокова, Л.П. Реутовой, Ю.И. Журавлева и др.). Исследователи анализируют оборонно-массовую работу партийно-государственных органов в годы войны, изучают вневойсковые методы подготовки населения, реконструируют виды и формы работы.

Историки анализируют многие аспекты большой проблемы по разным регионам страны (П.А. Мухаметов, Е.В. Банзаракцаева, С.В. Суханов, В.А. Петьков и др.). Это стало возможно благодаря введению в научный оборот большого корпуса новых архивных документов. Были установлены общие закономерности проведения всевобуча и его проявления в регионах.

Вместе с тем на материалах Северной Осетии данная тема не стала предметом научного изучения.

Основными общенаучными методами являются метод историзма и объективности. В работе были использованы междисциплинарные подходы, которые позволили глубже вскрыть сущность изучаемых процессов. Историко-сравнительный метод дал возможность сопоставить процессы в военно-спортивной подготовке кануна войны с ходом реализации программы военного обучения в годы войны. Историко-хронологический метод применялся при рассмотрении процесса допризывной подготовки на разных этапах войны. Методы этнографии дали возможность остановиться на специфике военного воспитания, характерной для региона.

Результаты исследования. Анализ источниковой базы и имеющейся историографии по вопросу военного воспитания в школах дает возможность определить методы проведения занятий по допризывной подготовке на территории Северной Осетии. Также предпринята попытка дать анализ форм военной подготовки школьной молодежи к службе в армии, к оказанию первой медицинской помощи. Кроме военного обучения упор делался на воспитание патриота, способного любить свою Родину и защитить ее от неприятеля. Внимание уделено также институту школьных военных руководителей (военруков) и их роли в деле допризывной подготовки.

Биография автора

Георгий Борисович Кайтуков, Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова, г. Владикавказ, Россия

: Кайтуков Георгий Борисович, аспирант ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»

г. Владикавказ, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6680-1183

e-mail: kaitukovgeorgy@yandex.ru

Библиографические ссылки

Хубулова С.А., Хаблиева Л.Ч., Батыров А.Е. Орджоникидзевский (Владикавказский) комитет обороны. 1941–1944 гг. – Владикавказ, 2012. – 216 с.

Центральный государственный архив Республики Северная Осетия–Алания (далее – ЦГА РСО-А). ФР.56. Оп.2. Л.44. Л.25.

ЦГА РСО-А. ФР.56. Оп.2. Д.43. Л.18.

Самбур Б.Н. Военно-патриотическая подготовка и трудовое использование подростковой молодежи накануне и в начале Великой Отечественной войны (на примере Ставропольского края) // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 2-6 (62). – С. 198-200.

Государственный архив новейшей истории Республики Северная Осетия-Алания (далее – ГАНИ РСО-А). Ф.3. Оп.1. Д.15. Л.26.

Культурное строительство в Северной Осетии. Сборник документов и материалов. 1917–1977. Т.2. – Орджоникидзе: Ир, 1983. – 351 с.

ЦГА РСО-А. ФР.56. Оп.2. Д.788.

Черник С.А. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. – М., 1975. – 48 с.

Пионерская правда, 1942, 12 окт.

ЦГА РСО-А. ФР.786. Оп.1. Д.2. Л.5-6.

ГАНИ РСО-А. Ф.53. Оп.1. Д.253. Л.16.

ЦГА РСО-А. ФР.56. Оп.2. Д.738. Л.31.

ГАНИ РСО-А. Ф.53. Оп.1. Д.248. Л.93.

ГАНИ РСО-А. Ф.827. Оп.1. Д.12. Л.47.

ГАНИ РСО-А. Ф.3. Оп.1. Д.73. Л.6.

ЦГА РСО-А. ФР.56. Оп.2. Д.43. Л.10.

ГАНИ РСО-А. Ф.3. Оп.1. Д.19. Л.62.

ГАНИ РСО-А. Ф.3. Оп.1. Д.18. Л.15.

ГАНИ РСО-А. Ф.827. Оп.1. Д.6. Л.4.

ГАНИ РСО-А. Ф.3. Оп.1. Д.15. Л.26-27.

«Память о пережитом»: Архивы Республики Северная Осетия-Алания – 75-летию Победы. Сборник документов и материалов. – Владикавказ: Харизма, 2020. – 292 с.

ГАНИ РСО-А. Ф.827. Оп.1. Д.2. Л.8.

ГАНИ РСО-А. Ф.53. Оп.1. Д.189. Л.15.

ГАНИ РСО-А. Ф.827. Оп.1. Д.1. Л.19.

ГАНИ РСО-А. Ф.3. Оп.1. Д.17. Л.47.

ГАНИ РСО-А. Ф.3. Оп.1. Д.18. Л.62.

ГАНИ РСО-А. Ф.3. Оп.1. Д.19.

ЦГА РСО-А. ФР.56. Оп.2. Д.789.

Загрузки

Опубликован

2021-04-29

Выпуск

Раздел

Отечественная история