Известные педагоги и просветители первой половины ХХ века о проблемах северокавказского мусульманского образования

Авторы

  • Надежда Оскаровна Блейх Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова https://orcid.org/0000-0002-6715-9185

Ключевые слова:

Северный Кавказ, мусульманское образование, исламские народы, российские чиновники, кавказская интеллигенция

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению мировоззренческих позиций известных педагогов-просветителей прошедшего века относительно состояния школьного образования у мусульман Северокавказского края. Доказывается, что просветители ратовали за создание нового типа национальной бессословной школы и построение в ней дидактических основ учебно-воспитательного процесса. Новизной работы выступает то, что на основе анализа воззрений передовой интеллигенции края, направленных на осмысление сложившейся социально-культурной ситуации, осуществлена попытка научного осмысления проблем и перспектив развития мусульманской образовательной системы прошлого с точки зрения современной научной парадигмы. Практическая значимость публикации заключается в расширении представлений о системе магометанского просвещения в контексте его исторического наследия, которое послужит подспорьем к осмыслению современных проблем, связанных с реформированием общего и профессионального образования в национальных мусульманских республиках.

Биография автора

Надежда Оскаровна Блейх, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова

Надежда Оскаровна Блейх, доктор исторических наук, профессор, кандидат педагогических наук, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова,

РИНЦ Author ID 6365-4160,

ORC ID 0000-0002-6715-9185

Web of Science Researcher ID Y-6186-2018

nadezhda-blejjkh@mail.ru.

Библиографические ссылки

Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX веке. М., 1968. 256 с.

Архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева (АСОИГСИ). Ф. 11. Оп.1. Д. 34. Л. 3.

АСОИГСИ. Ф. 11. Оп. 1. Д. 130. Л. 77.

АСОИГСИ. Ф. 13. Оп. 12 Д. 56. Л. 7.

АСОИГСИ. Ф. 3. Оп. 5. Д. 10. Л. 14.

Блейх Н. Проблемы мусульманского образования сквозь призму истории //Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 2 (45) . С. 03-07.

Блейх Н.О. Роль российской империи в развитии системы просвещения у мусульманских народов Северного Кавказа //Диалог со временем. 2020, № 72. С. 376-390.

Бритаев С. Мусульманская школа //Терек. 1915. № 5377.

Гарданов М. Желательные улучшения духовной школы в Северной Осетии //Владикавказские епархиальные ведомости. 1909. № 6-7. С. 230-233.

Гассиев А.А. Несколько слов о школах Северной Осетии //Терские ведомости. 1875. № 16.

Гассиев А.А. Школьное дело между инородцами Кавказа // Избранные про-изведения. Владикавказ, 1992. 321 с.

Горький А.М. О литературе. М., 1961. 365 с.

Дзасохов Г.И. Голос смущенной совести //Казбек. 1905. 26 июня.

Дзасохов Г.И. Дневник педагога //Антология педагогической мысли Север-ной Осетии. Владикавказ. 1996. 436 с.

Дзасохов Г.И. К вопросу о переводе Ардонской семинарии во Владикавказ //Казбек. 1905. 28 июля.

Дзасохов Г.И. К вопросу о реформе средней школы //Терек, 1915, 16 декабря.

Дзасохов Г.И. О воспитательном и образовательном значении родного языка //Казбек, 1904, 27 апреля.

Дзасохов Г.И. О женском образовании в Осетии //Казбек. 1905. 20 июля.

Дзасохов Г.И. О просвещении мусульманского населения //Терек. 1911. 15 февраля.

Евангулов Г.Г. Местная реформа на Кавказе. СПб., 1914. 112 с.

Лайпаев К.Т. Борьба большевиков за победу Советской власти в Карачае и Черкесии. Черкесск, 1962. 216 с.

Макаев В.В. Д. Д. Семенов – педагог и ученый //Советская педагогика, 1985, № 1. С.116-120.

Марзоева Т.Х. А. Дымов, Н. Цагов основатели Баксанского просветительского центра // Вестник КГУ. 2007. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/a-dymov-n-tsagov-osnovateli-baksanskogo-prosvetitelskogo-tsentra.

Модзалевский Л.Н. Ход учебного дела в Кавказском крае с 1802 по 1880 год //Памятная книжка Кавказского учебного округа на 1880 год. Тифлис, 1879. 112 с.

Неверов Я.М. Что нужно для образования в России? //РПВ. 1857. № 4. С. 412-424.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII – первая половина XIX в. /Отв. ред. М.Ф.Шабаева. М., 1973. 765 с.

Пшавела В. О женщинах //Пшавела В. Полное собрание сочинений: В 5 т. Тбилиси. Т. 2. 1961. 315 с.

Уруймагов Х. Туземные языки в начальных школах //Терек, 1907, 25 марта.

Уруймагов Х.А. Женская школа на Кавказе у иноверцев //Казбек. 1905. № 2364.

Уруймагов Х.А. Из области педагогики //Терек, 1915. 10 апреля.

Уруймагов Х.А. О конечной цели воспитания и образования //Казбек. 1905. 5 июля.

Уруймагов Х.А. Русский язык в инородческих школах //Терек. 1910. 8 апреля.

Услар П.К. О распространении грамотности между горцами //Услар П.К. Этнография Кавказа. Тифлис, 1887. Т. 1. С. 1-29.

Услар П.К. Предположение об устройстве горских школ //Этнография Кавказа. Тифлис, 1887. С. 1-2.

Хетагуров К.Л. Женское образование на Кавказе //Утро гор. 2003, 14 мая.

Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее (XIX – начало XX вв.) Майкоп. 1957. 187 с.

Цаголов Г. Вольные школы в Осетии //Терские ведомости. 1898, 22 июля.

Цаголов Г. К вопросу о народном образовании //Казбек, 1903, 2 июля.

Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-Алания). Ф. 123 – Дирекция народных училищ Терской области. Д. 56. Лл. 12-18.

Загрузки

Опубликован

2021-04-29

Выпуск

Раздел

Общая педагогика, история педагогики и образования