ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Array Array Array, Array Array Array

Аннотация


Статья посвящена исследованию феномена образования в исторической перспективе развития, его философскому осмыслению как важнейшей составляющей человеческого общества. Исследовано развитие систем образования различных культур в разные исторические периоды. Рассмотрено влияние тех или иных общественных процессов на
образование. Дана краткая сравнительная характеристика используемых в современном мире педагогических и образовательных систем, прогнозы их дальнейшего возможного развития.


Ключевые слова


образование, образовательное пространство, ноосфера, философия образования, гуманитаризация образования, гуманизация образования, грамотность, менталитет, индивидуум

Полный текст:

PDF

Литература


Понятие ноосферы независимо друг от друга ввели французский антрополог-иезуит Тейяр де Шарден и наш естествоиспытатель и философ В.И. Вернадский. По сути это было осознанное преодоление господствующей в западном мышлении и мироощущении механистической картины мира, в которой человек выведен за пределы мира и относится к нему как исследователь и властитель. Ноосфера – необходимая часть картины мира, и человек не может относиться к природе как субъект к объекту.

Парадоксальность ситуации заключается, прежде всего, в том, что индивидуум – это абстракция, идеальное представление об изолированном человеке, которое сложилось в XVII веке при возникновении современного западного общества. Само латинское слово индивидуум – это перевод греческого слова атом, что по-русски означает неделимый.

Здесь и далее мы рассматриваем понятие культура как в качестве имени существительного, так и в образе прилагательного культурный в самом широком значении этого слова, а именно: все природные объекты, прошедшие сознательное видоизменение человеком.

Попов Э.А. Л.А. Тихомиров и Б.Н. Чичерин: спор оппонентов // Либеральный консерватизм в России: история и современность. Материал всероссийской научно-теоретической конференции 24–25 мая 2000 г. М., 2001.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1997.

Ортега-и-Гассет Х.А. Восстание масс. М., 1992.

Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.

Гершунский Б.С. Указ. соч.

Сквирский В.Я. Системный подход к анализу учебно-воспитательного процесса и определение путей его совершенствования. М., 1986.

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы). М., 1982.

Лернер И.Я. Качества знаний и их источники // Новые исследования в педагогических науках. 1977. № 2.

Гершунский Б.С. Россия: Образование и будущее (Кризис образования в России на пороге XXI века). Челябинск, 1993.

Ландшеер В. Концепция минимальной компетентности //Перспективы. 1988. № 1.

Подробнее об этом: Теоретические основы непрерывного образования / под ред. В.Г. Онушкина. М., 1987.

Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2009-0-1-6-18

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)