СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИВНОСТЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С МЕНТАЛЬНОЙ ИНВАЛИДНОСТЬЮ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ В СОЦИУМЕ: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ОЦЕНКИ

Array Array Array, Array Array Array, Array Array Array

Аннотация


В статье авторы обосновывают сущность и содержание социальной адаптивности выпускников психоневрологических интернатов (молодых инвалидов 24‒27 лет с легкой формой умственной отсталости) к самостоятельной жизни в социуме; констатируют, что данная адаптивность характеризуется уровнем владения выпускником интерната нормами социального поведения, профессиональной ориентированностью и социально-нравственным опытом проявления самореализации в различных жизненных ситуациях. Раскрывают содержательное наполнение основных компонентов (мотивационного, когнитивного, деятельностного), определяющих социальную адаптивность выпускника психоневрологического интерната (ПНИ); приводят характеристики уровней сформированности социальной адаптивности выпускников ПНИ к самостоятельной жизни (минимально-базовый уровень; социально-стабильный уровень; социально-перспективный уровень). Также авторы статьи рассматривают принципы реализации социально-педагогического сопровождения адаптации выпускников психоневрологического интерната к самостоятельной жизни в социуме (в частности, принцип гуманистического характера взаимоотношений специалистов ПНИ с молодыми инвалидами; принцип индивидуального подхода; принцип вариативности и комплексности форм, методов, средств сопровождения; принцип приоритетности интересов профессионально-личностного развития молодого инвалида в процессе осуществления социально-педагогического сопровождения его адаптации к самостоятельной жизни в социуме и др.).

Ключевые слова


социальная адаптивность молодых инвалидов;психоневрологический интернат;социально-педагогическое сопровождение;социализация лиц с умственной отсталостью

Полный текст:

PDF

Литература


Березин Ф.Б., Барлас T.B. Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. ‒ 1994. ‒ Т. 94. ‒ № 6. ‒ С. 38-43.

Голубева Н.С., Иванов Е.С. Психоневрологический интернат: качество жизни умственно отсталых молодых людей [Электронный ресурс] // Сайт psyhodic.ru. – Режим доступа свободный: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=2147 (дата обращения: 17.05.2015).

Гурович И.Я., Шмуклер А.Б. Интеграция психически больных-инвалидов в общество // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика: коллектив. монограф. / Под ред. Шаповалова В.К. – М.: Муравей, 2006. – С. 144-164.

Дееспособность людей с ментальной инвалидностью: законодательные изменения (19 января 2015) / Д.И. Бартенев [Электронный ресурс] // Сайт Региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива». – Режим доступа свободный: http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/vw-2171/ (дата обращения: 23.02.2015).

Дементьева Н.Ф. Трудовой прогноз при умственной отсталости и вопросы преемственности между детскими и взрослыми психоневрологическими интернатами // Актуальные вопросы врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭ) и социально-трудовая реабилитация инвалидов. ‒ М.: ЦИЭТИН, 1986. С. 132-137.

Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация личности: монограф. ‒ М.: ПЕРСЭ, 2002. ‒ 192 с.

Маслиева С.Н. Интеграция и инклюзия: парадигмальная характеристика // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – № 2 (24). – С. 159-165. doi: 10.17748/2075-9908.2014.0.2.159-165

Мещеряков А.В., Левушкин С.П. Перекрестные эффекты адаптации к стрессорным ситуациям // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Т. 7. – № 3. – С. 122.

Никитина Н.И. Методика работы социального педагога с инвалидами // Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. ‒ М.: Владос, 2007. ‒ 405 с.

Никитина Н.И., Рыбакова А.И., Комарова Е.В. Технологии социальной работы. ‒ М.: Изд-во РГСУ, 2012.

Филиппова М.В. и др. Социальные технологии в реабилитационной деятельности Красноперекопского психоневрологического интерната / М.В. Филиппова, П.С. Федорова, М.В. Пчелкина, Л.В. Виноградова, С.Ю. Громова [Электронный ресурс] // Сайт Красноперекопский психоневрологический интернат Ярославской области. – Режим доступа свободный: http://kpni76.ru/text/socialnye-tehnologii-v-reabilitacionnoj-deyatelnosti-krasnoperekopskogopsihonevrologicheskogo-internata/ (дата обращения: 17.05.2015).

Яковлева Н.А. Реабилитация умственно отсталых лиц молодого возраста, находящихся в стационарных учреждениях психоневрологического профиля системы социальной защиты (на примере Нижегородской области): авторефер. дисс. … канд. мед. наук. ‒ М., 2004. ‒ 25 с.

Ярская-Смирнова Е.Р. и др. Социальная работа с инвалидами. ‒ СПб.: Питер, 2005. ‒ 313 с.

Brugha T.S. Social support and psychiatric disorder: Recommendations for clinical practice and research // Social Support and Psychiatric Disorder, Research Findings and Guidelines for Clinical Practice / Brugha, T. S. (eds). – Cambridge Univ. Press, 1995. – Ch 14. – Pp. 295-334.

Enns H. & Neufeldt A. In pursuit of equal participation: Canada and Disability at Home and Abroad. – Toronto: Captus Press, 2003.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2015-7-6/1-263-272

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)