К ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТРОПОМОРФНОЙ ПЛАСТИКИ ТРИПОЛЬЯ-КУКУТЕНИ

Array Array Array

Аннотация


Статья посвящена истории исследования мелкой пластики Триполья-Кукутени, анализу источников. Рассмотрена проблема изучения материала преимущественно с точки зрения археологии. Выявлены недостатки подобного подхода. Исследования пластики археологами дают обширный материал для датировки и классификации памятников, но в большей степени не отражают стилевых и содержательных характеристик статуэток. Останавливаясь на уровне формального анализа, зачастую многие исследователи не затрагивают вопрос интерпретации памятников трипольской культуры. Автором предложен альтернативный, меж-дисциплинарный подход к исследованию трипольской пластики, в том числе методами искусствоведения. Для исследования мелкой пластики важно оценить состояние базы источников, выявить подходы к ее изучению с позиции разных областей науки. Только комплексное применение достижений каждой области науки даст возможность полной оценки памятников.


Ключевые слова


Триполье-Кукутени;антропоморфная пластика;историография;искусство энеолита;археология;этнография;философия;искусствоведение; источниковедение;междисциплинарный подход

Полный текст:

PDF

Литература


Кожин П.М. Значение керамики в изучении древних этнокультурных процессов // Керамика как исторический источник. ‒ Новосибирск: Наука, 1989. ‒ С. 54–70.

Клейн Л.С. Стратегия синтеза в исследованиях по этногенезу (интеграция наук и синтез источников в решении проблем этногенеза) // СЭ. ‒ № 4. ‒ 1988. ‒ С. 13–23.

Массон В.М. Ранние комплексные общества Восточной Европы// Древние общества Юга Восточной Европы эпоху палеометалла (ранние комплексные общества и вопросы культурной трансформации). ‒ СПб., 2000. ‒ С. 135-166.

Blier S.P. African Vodun: Art, Psychology, and Power, 1995. ‒ 463 p.

Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ («ромб с крючками») // CA. ‒ № 3. ‒ 1965. ‒ С. 14-27.

Sieber R., Walker R.A. African Art in the Cycle of Life, 1987. ‒ 155 p.

Церна С.В. К вопросу о методологии изучения распределения антропоморфной пластики на поселениях ранне-земледельческих обществ Юго-Восточной Европы (на примере кукутень-трипольского статуарного комплекса). ‒ СПб., 2010. ‒ С. 1-3.

Хвойка В.В. Каменный век Среднего Приднепровья // Тр. XI Археологического съезда в Киеве в 1899 г. Т.1. ‒ М., 1901. ‒ C. 730-812.

Васич М. Преисториска Винча, ‒ Београд, Т. 1-4, 1932.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. ‒ М., 1980. ‒ 704 с.

Пассек Т.С. Искусство Трипольских племен / История искусства народов СССР. Т.1. ‒ М.,1971. ‒ С. 57-64.

Черныш Е.К., Массон В.М. Энеолит правобережной Украины и Молдавии // Энеолит СССР / Археология СССР. ‒ М., 1982. ‒ С. 165-320.

Маркевич В.И. Многослойное поселение Новые Русешты I // КСИА. Вып. 123, 1970. ‒ С. 65.

Маркевич В.И. Позднетрипольские племена Северной Молдавии. ‒ Кишинев, 1981. ‒ 196 с.

Мовша Т.Г. Антропоморфная пластика Триполья (реалистический стиль). Автореф. дис. … канд. ист. наук. ‒ Киев, 1975. ‒ 24 с.

Попова Т.А. Уникальные иконографические образы антропоморфной пластики культуры Триполья-Кукутени // РА. ‒ 2003. ‒ № 3. ‒ С. 39-43.

Риндюк Н.В. Основные принципы систематизации глиняной антропоморфной пластики раннего Триполья // Трипiльский свiт i його сусiди:Тези доп.конф. ‒ Збараж, 2001. ‒ С. 48-50.

Monah D. Plastica antropomorfă a culturii Cucuteni-Tripolie. Bibliotheca Memoriae Antiquitatis III. Piatra-Neamț: Complexul Județean Muzeal Neamț. 1997.

Балабина В.И. Фигурки животных в пластике Кукутени-Триполья. ‒ М.: ИА РАН, 1998.

Качалова Н.К. Антропоморфная пластика (женские изображения). По материалам выставки «Культура и искусство древнего населения на территории СССР». ‒ Л.: Аврора, 1973. ‒ 13 с.

Бибиков С.Н. Раннетpипольское поселение Лука-Вpублевецкая на Днестре (к истории ранних земледельческо-скотоводческих обществ на юго-востоке Европы). МИА 38. Изд-во АН СССР, 1953.

Збенович В.Г. Ранний этап трипольской культуры на территории Украины. ‒ Киев: Наукова думка, 1989.

Погожева А.П. Антропоморфная пластика Триполья. ‒ Новосибирск: Наука, 1983. ‒ 145 c.

Шмаглий Н.М., Видейко М.Ю. Изучение поселения трипольской культуры Майданецкое // Древние общества Юго-Восточной Европы в эпоху палеометалла (ранние комплексные общества и вопросы культурной трансформации). ‒ СПб., 2000. ‒ С. 15-52.

Рыбаков Б.А. Космогония и мифология земледельцев неолита. I // СА. ‒ № 1. ‒ 1965. ‒ С. 24-47.

Gimbutas M. The Gods and Goddesses of Old Europe, 7000 to 3500 BC: Myths, Legends and Cult Images. London: Thames & Hudson, 1974.

Hutton R. The Neolithic great goddess: a study in modern tradition // Antiquity, Vol. 71, No 271, 1997. ‒ P. 91-99.

Бурдо Н.Б. Хронологiя i перiодизацiя Трипiлля А. Археологiя 4, 1998. ‒ С. 78-88.

Вiдейко М.Ю. Археологiчнi пам‘ятки трипiльськоï культури на територiï Украïни. Реєстр / Вступне слово. In: Вiдейко М.Ю. (ed.) Енциклопедiя трипiльськоï цивiлiзацiï: в 2-х тт. Т. 1. ‒ Киïв: Укрполiграфмедiа, 2004. ‒ С. 564-565.

Meskell L. Goddesses, Gimbutas and ―New Age‖ archaeology. Antiquity 69 (262), 1995. ‒ С. 74-86.

Lesure R. Interpreting Ancient Figurines. Context, Comparison and Prehistoric Art. Cambridge: CUP, 2011.

Палагута И.В. Мир искусства древних земледельцев Европы. Культуры балкано-карпатского круга в VII–III тыс. до н.э. ‒ СПб.: Алетейя, 2012.

Морозов И.А. Кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма. ‒ М.: Индрик, 2011. ‒ 352 с.

Радунчева А. Доисторическое искусство в Болгарии. Пятое-второе тысячелетие до н.э. ‒ София, 1971. ‒ 120 с.

Тодорова Х., Вайсов И. Новокаменната епоха в България / Нэолитическая эпоха в Болгарии. Наука и изкуство, 1993.

Пещерева Е.М. Игрушки и детские игры таджиков и узбеков (по материалам 1924-35 гг.) // Сб. МАЭ. Т. XVII, 1957. ‒ С. 22-44.

Bailey D.W. Prehistoric Figurines: Representation and Corporeality in the Neolithic. ‒ London: Routledge, 2005.

Новицкая М.А. К вопросу о текстиле трипольской культуры / Археология II. ‒ Киев, 1948. ‒ С. 44-61.

Nanoglou S. Social and monumental space in Neolithic Thessaly, Greece. EJ 4 (3), 2001. ‒ P. 303-322.

Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. ‒ М.: Наука, 1987.

Антонова Е.В. Антропоморфная скульптура древних земледельцев Передней и Средней Азии. ‒ М., 1977. ‒ 150 с.

Массон В.М., Сарианиди В.И. Среднеазиатская терракота эпохи бронзы. Опыт классификации и интерпретации. ‒ М., 1973. ‒ 210 с.

Богаевский Б.Л. Раковины в расписной керамике Китая, Крита и Триполья / ИГАИМК, Т. VI, вып. VIII-IX. Л., 1931. ‒ 101 с.

Монолог в честь раковины: каталог выставки/ Государственный Эрмитаж. ‒ СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. ‒ С. 32.

Draşovean F. The Neolithic tells from Parţa and Uivar (South-west Romania). Similarities and differences of the organization of the social space// AB, XV, 2007.P. 19-32.

Королькова Е.Ф. Теоретические проблемы искусствознания и звериный стиль скифской эпохи: к формированию глоссария основных терминов и понятий // ‒ СПб, 1996. ‒ 78 с.

Шер Я.А. Стиль в первобытном искусстве // Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции / Мат-лы темат. науч. конф. Кафедра археологии СПбГУ, 1-4 декабря 2004 г. ‒ СПб., 2004. ‒ С. 9-13.

Leroi-Gourhan А. Treasures of Prehistoric Art. ‒ New York: Harry N. Abrams, 1967.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Пер. с фр. ‒ М., 1994. ‒ 608 с.

Kulturgeschichte Afrikas: Prolegomena zu einer historischen Gestaltlehre. 2012. ‒ 652 s.

Морган Ж. Доисторическое человечество. Общий очерк доисторического периода, 2010. ‒ 328 с.

Sandars N.K. Prehistoric Art in Europe. ‒ London, 1985. ‒ 508 p.

Семенов В.А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. ‒ СПб.: Азбука-Классика, 2008. ‒ 592 с.

Абрамова З.А. Древнейший образ человека. Каталог по материалам палеолитического искусства Европы. ‒ СПб.: Петербургское Востоковедение, 2010.

Гущин А.С. Происхождение искусства, ‒ Л.; М., 1937. ‒ С. 6

Бледнова Н.С., Вишняцкий Л.Б., Гольдшмидт Е.С., Дмитриева Т.Н., Шер Я.А. Первобытное искусство: проблема происхождения. ‒ Кемерово, 1998. ‒ С. 36.

Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. ‒ М.: REFL-book, 1996. ‒ 304 с.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. ‒ М.: Архитектура-С., 2012. ‒ 392 с.

Панофский Э. Этюды по иконологии. ‒ СПб.: Азбука-классика, 2009. ‒ 432с.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. ‒ М.: В. Шевчук, 2009. ‒ 344 с.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. ‒ М.: В. Шевчук, 2010.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-70-78

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)