ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОМ ПРИЮТЕ

Жанна Юрьевна Брук, Галина Владимировна Кухтерина

Аннотация


В статье описываются результаты исследования эмоционального состояния дошкольников, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социальном приюте. В исследовании приняли участие 10 детей (6 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 4-6 лет из социального приюта (Автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области Центр социальной помощи семье и детям «Мария» г. Тюмень). В контрольную группу вошли дети, воспитывающиеся в семье и посещающие детский сад № 123 г.Тюмень, в количестве 16 человек: 9 девочек и 7 мальчиков. Исследование эмоциональных состояний дошкольников проводилось с помощью проективной методики – рисуночный тест «Дом – Дерево – Человек», в модификации Р.Ф. Беляускайте. Для  определения  тревожности  детей  по  отношению  к ряду типичных жизненных ситуаций общения с другими людьми была использована проективная методика «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амена, полученные диагностические данные были подвергнуты качественному и количественному анализу. Математический анализ значимости различий определялся с помощью расчета U критерия Манна – Уитни. Дошкольники из социального приюта в отличие от детей контрольной группы обладают более высоким уровнем тревожности, наиболее напряженными и стрессовыми являются отношения в системе «Ребенок-Ребенок». Они более закрыты, не поддаются влиянию, поэтому могут быть непослушными, что ведет к трудностям взаимодействия и понимания другими людьми, нуждаются в индивидуальном подходе со стороны педагога в учебно-воспитательном процессе. Такие дети испытывают трудности общения, которые проявляются  в ограничении или отказе от контактов  с окружающими, что обусловливает проблемы с развитием коммуникативных навыков и переживанием негативных эмоций.


Ключевые слова


социальный приют; семья; эмоциональные состояния; дошкольник; симптомокомплекс; незащищенность; тревожность; трудности общения; эмоциональная сфера; социальная ситуация развития

Полный текст:

PDF

Литература


Матейчик З. Родители и дети: Книга для родителей. М.: Просвещение, 1992.

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Брук Ж.Ю., Кухтерина Г.В. Структура самосознания подростков, оставшихся без попечения родителей //Казанский педагогический журнал. 2015. Т.2 № 6(113). С. 417-420.

Семеновских Т.В. Культурно-личностная идентификация и этическое поведение дошкольников // Казанская наука. 2011. № 2. C. 260-263.

Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. Мн.: «Тесей», 1999.

Мельникова Н.В., Семеновских Т.В. Мотивация детского поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Шадринск, 2003.

Эриксон Э. Восемь стадий человеческой жизни. М.: Дайджест, 1996.

Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. Минск: Педагогика, 1985.

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2011.

Фурманов И. А. Детская агрессивность. М.: Юнити, 2009.

Эмоциональные нарушения и их коррекция/ под ред. В. В. Лебединского, О. В. Никольской. М.: Просвещение, 2008.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1994.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/3-42-46

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель:
Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Институт
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skdti@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)