К АНАЛИЗУ ИНСТИТУТА ПИРА В ОБЩЕСТВАХ ТРАДИЦИОННОГО ТИПА: ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Array Array Array, Array Array Array, Array Array Array

Аннотация


В традиционных и архаических сообществах пир выступал не только важнейшим актом социальной коммуникации, но и составляющим элементом системы управления. Если первоначально пир был неразрывно связан с праздничной религиозной церемонией и политическим собранием, в котором участвовала не только элита, но и широкие слои населения, то со временем большое значение приобрел царский пир, который воспроизводил вертикальную стратификацию древневосточных деспотий. В средневековых Китае и Японии пир играет значимую эстетическую функцию в культуре интеллектуалов-управленцев.

В отличие от восточных обществ, греческий пир симпосий являлся неотъемлемым интегральным элементом аристократического образа жизни, то есть содружеством равных. В греческих полисах одной из главных функций пира-симпосия было воспитание гражданина в процессе беседы.

В период средневековья пир как социокультурный феномен остается неотъемлемой частью жизни значительной части «варварской» Европы... Особое значение в формирующейся рыцарской субкультуре играл рыцарский пир - социально-политический институт, посредством которого регулировались многие сферы обще- ственных отношений.

Совместные трапезы как форма общения и взаимодействия разных социально-политических сил обнаруживаются практически на всех уровнях и во всех социально- культурных сферах Древней Руси. Пиры служили средством укрепления единства элиты и решения внутренних конфликтов.


Ключевые слова


расходная экономика;царский пир;«пир у изогнутой реки»;symposia;агон;eristica;сисситии;phidika;рыцарский пир;«пировые старосты»

Полный текст:

PDF

Литература


Абрамян Л.А., Шагоян Г.А. Динамика праздника: структура, гиперструктура, антиструктура // Этнографическое обозрение. - 2002. - № 2.

Бурганова В.Н., Кос В.В. Образ пира в рыцарской литературе средневековья // Вестник Кемеровского ун-та. - История. - 2008. - № 2.

Войтишек Е.Э. «Пир у изогнутой воды» как элемент культуры «винных приказов» в Китае, Корее и Японии // Вестник Новосибирского гос. ун-та. Серия: История, филология. - 2011. - Т.10. - № 4.

Капитонов Э.А. Социология экономических систем В. Зомбарта и современность // Журнал социологии и современной антропологии. - 2001. - Т. 4. - № 1.

Климов О.Ю. Царский пир в эпоху эллинизма // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. - СПб. - 2013. - № 12.

Ленская В.Ф. Аристократический мир Древней Греции: на примере Афин VII-IVвв. до н. э. - М., 2008.

Лосев А.Ф. О Макробии, его Сатурналиях и Сне Сципиона [Электронный ресурс] -

http://www.proza.ru/2012/06/10/1307

Лукин П.В. Праздник, пир и вече: к вопросу об архаических чертах общественного строя восточных и западных славян // Одиссей: Человек в истории. - 2006. - № 1.

Макробий. Сатурналии / Пер. В.Т. Звиревич. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2009. - 372 с.

Марсель Мосс. Очерк о даре. Форма и основание обмена. В архаических обществах // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. - М.: Восточная литература; РАН, 1996.

Михайлова И. «И веселый пир пошел...» Званые трапезы Ивана Грозного // Родина. - 2004. - № 12.

Пичугина В.К. Воспитание на пиру: Симпосий от Аристофана до Макробия // Историко-педагогический нал. - Нижний Тагил. - 2015. - № 3.

Плутарх. Застольные беседы [Электронный ресурс] - http://fanread.ru/book/7646174/?page=1

Суриков И.Е. Некоторые проблемы поэзии Солона // Проблемы истории, филологии, культуры. - Магнитогорск. - 2015. - № 2.

Хазина А.В. Традиция пиров в «Истории Посидония»: этический аспект историописания // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. - СПб, - 2002. - № 1.

Харитонович Д.Е. Ремесло, цехи и миф // Д.Е. Харитонович. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. - М.: Наука, 1999. - Т. 2. Жизнь города и деятельность горожан.

Черкасова М.С. Актовые источники о пирах и братчинах на Руси XV-XVII вв. // Человек - Текст - Эпоха. Сборник научных статей и материалов. - Томск, 2011.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-150-154

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.