МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ПРОФЕССОРСКО- ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ

Арина Михайловна Старыгина

Аннотация


В статье рассматривается актуальная проблема - выявления и анализа парадигмальных и ценностных противоречий в университетском сообществе России и влияния данных противоречий на эффективность проводимых реформ в сфере высшего образования. В настоящее время в контексте культурной и экономической глобализации продолжается процесс интеграции России в мировое экономическое и культурное пространство. Стремление России к формированию инновационной экономики, развитию наукоемких технологий, повышению конкурентоспособности страны в мировом экономическом про- странстве детерминирует необходимость масштабных модернизационных преобразований, в том числе и в сфере высшего образования. Реформирование системы высшего образования в России в соответствии с вызовами и императивами изменившейся социальной реальности позволит повысить конкурентоспособность отечественной образования на мировом рынке образовательных услуг и рейтинг конкурентоспособности страны в целом. В данном контексте изучение социокультурных аспектов модернизации высшего образования в современной России, обусловленных наличием противоречий и споров о формах и методах реформирования отечественного образования, различием ценностно-мировоззреческих установок в университетском сообществе представляет особую актуальность для российской социологической науки. Опираясь на вторичный анализ материалов социологических исследований, в статье выделяются и анализируются противоположные позиции в среде профессорско-преподавательского состава и топ-менеджмента высшей школы, выявляются причины критического отношения университетского сообщества к проводимым модернизационным преобразованиям. Выявляются основные факторы, влияющие на восприятие профессорско-преподавательским составом реформ в сфере высшего образования, в том числе связанные с социокультурной неоднородностью субъектов университетского профессионального сообщества, выражающейся полярными представлениями о сути модернизации высшего образования. Определяется влияние реформ высшего образования на эффективность работы профессорско-преподавательского состава, а также взаимозависимость перспектив модернизационных преобразований и восприятия их профессорско-преподавательским составом российских вузов.

Ключевые слова


модернизация;высшее образование;университетское сообщество;профессорско-преподавательский состав;реформа;восприятие модернизационных преобразований

Полный текст:

PDF

Литература


Вербицкий А.А. Парадоксы реформирования образования // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. -Т. 8. - № 10.2. - С. 4-7.

Гудович И.С., Красова Е.Ю., Черникова Г.В. Особенности восприятия вузовскими педагогами новой модели образования: опыт социологического исследования // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. - 2014.- № 1.- С. 38-43.

Климова С.М. Реформа высшего образования: «свои» и «чужие» // Вестник Российской академии наук. - 2015. - Т. 85. - № 1. - С. 57-61.

Ключарев Г.А. Реформа российского образования в оценках экспертов и мнениях родителей // Социологический журнал. - 2014. - № 3. - С. 70-85.

Серякова С.Б., Красинская Л.Ф. Реформа высшего образования глазами преподавателей: результаты исследования // Высшее образование в России. - 2013. - № 11. - С. 22-30.

Вербицкий А.А. Преподаватель вуза в контексте реформы образования // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - № 5-2. - T. 9. - С. 4-11.

Верещагина А.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Ценностный кризис современного образования в исторической проекции и динамике модернизации его парадигмальных оснований в условиях вызовов информационной эпохи // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2016. - № 2. - С. 74-91.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-98-104

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель:
Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Институт
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skdti@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)