ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА

Елена Витальевна Ковалевская, Татьяна Сергеевна Комиссарова

Аннотация


Статья посвящена вопросам построения модели формирования творческой личности в контексте ее обучения, воспитания и развития. Разработанная модель: основана на проблемном подходе, определяемом как образовательная стратегия, нацеленная на развитие творческого мышления, творческих межличностных отношений, творческой личности в процессе совместной творческой деятельности по  постановке проблем, по формулировке проблемных задач, по разрешению проблемных ситуаций в социальной и профессиональной сферах на разных уровнях проблемности; определяется как образец формирования творческой личности и характеризуется как функциональная, процессуальная, содержательная; включает три основания основание цели формирования творческой личности (компоненты: творческое мышление, творческие межличностные отношения, творческая деятельность, творческая личность), основание процесса формирования творческой личности (компоненты: проблемное изложение педагогом учебного содержания, постановка педагогом проблемы и ее решение вместе с обучающимся, постановка педагогом проблемы и ее самостоятельное решение обучающимся, самостоятельная постановка и решение обучающимся проблемы), основание проблематизации учебного содержания для формирования творческой личности (компоненты: возникновение / преодоление преграды, нарушение / восстановление структуры, наличие / решение альтернативы, исключение / нахождение информации); способствует обучению, воспитанию и развитию творческой личности на основе использования проблемного подхода.

Ключевые слова


модель формирования творческой личности; обучение; воспитание; развитие; проблемный подход; основание цели; основание процесса; основание проблематизации учебного содержания; модели проблемой ситуации; типы проблемных заданий

Полный текст:

PDF

Литература


Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2006. 414 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд. доп., испр. и перераб. М.: Логос, 1999. 384 с.

Ковалевская Е.В. Лингво-педагогическая модель воспитания личности в современном образовании // Православная культура и практика воспитания личности: Традиции и современный опыт: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (11-12 дек. 2016 г. Пюхтицкий Успенский монастырь). Куремяэ, Эстония. С. 119-125.

Ковалевская Е.В. Модели проблемных ситуаций в процессе обучения иностранному языку // Проблемность и профильность в образовании условия устойчивого развития цивилизации: Материалы VI Моск. междунар. конф. «Образование в XXI веке глазами детей и взрослых». М.: Спутник +, 2006. С. 55-58.

Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: современное состояние и перспективы: Экспериментальная учебная авторская программа (для слушателей курсов повышения квалификации учителей и преподавателей иностранных языков). 3-е изд. доп., испр. и перераб. М.: Спутник +, 2013. 44 с.

Комиссарова Т.С. Взаимосвязь экологической культуры и духовности личности (философско-педагогический контекст) // Культурно-исторические традиции православия: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (11-12 дек. 2014 г. Пюхтицкий Успенский монастырь). Куремяэ, Эстония, 2014. С. 119-127.

Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. 720 с.

Осипова Н.Н. Проблематизация в обучении иноязычному аудированию при подготовке студентов неязыкового вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М, 2015. 24 с.

Скворцов А.В. Формирование готовности бакалавров к профессиональной творческой деятельности учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2017. 26 с.

Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. 576 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-201-208

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель:

Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)