ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Лариса Владимировна БЫКАСОВА

Аннотация


В статье решается задача выявления важнейших методологических предпосылок  изучения концепта «педагогика культуры». При этом сам концепт является объектом пристального внимания исследователя как средство конструирования и конституирования реальности, как некий конструкт, имеющий определенные свойства; как познавательный инструмент; как ментальная единица, соответствующая структуре реального, исторического жизненного опыта личности. Для описания свойств и выявления архитектоники опыта, заключенного в концепте «педагогика культуры», используется герменевтический анализ, позволяющий рефлектировать содержание  концепта, связанного с вопросом о методе, с помощью которого это содержание устанавливают. Содержание представляет собой совокупность общих и существенных признаков понятия, при этом доминирующей линией в структуре концепта является смысл. Ввиду того, что концепт «педагогика культуры» имеет многослойное строение, отражает результат культурной жизни разных эпох, он изучается совокупностью нескольких различных методов: историческим, этнологическим, формальным, структурным. Расширение дискурсивного поля исследования концепта «педагогика культуры» происходит сквозь призму философии образования, что позволяет постичь онтологическую природу институциональной организации образования, помогает решать возникающие проблемы: рефлексия таких объектов философии образования, как человек, педагогическая наука как саморазвивающаяся система, роль учителя в преобразовательной деятельности. На основе исследования широкого круга первоисточников автором раскрываются ведущие теоретические позиции, получившие дальнейшее развитие в рамках конкретной теории.

Ключевые слова


методология; концепт «педагогика кульры»; субъект; культурообразующий институт общества; архитектоника общества; мыслительные категории; культурные факторы; человеческое мышление; воспитанность; образованность

Полный текст:

PDF

Литература


Быкасова Л.В. Постструктуралистическая педагогика: источники, анализ, методология // Эволюция педагогической теории и практики в истории человеческого общества. - М: АСОУ, 2016. - С. 313-321. Серия историко-педагогическое знание. Том 96 / Под ред. Г.Б. Корнетова.

Быкасова Л.В. Педагогическая эпистемология: от структурализма к деконструктивизму // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2016. - № 2 (71). - С. 96-99.

Быкасова Л.В. Медийный дискурс: стратегии, практики, интервенции // Наука, образование, общество. - 2017. - № 1 (11). - C. 49-56. DOI: 10.17117/no.2017.01http://ucom.ru/no

Быкасова Л.В. История педагогики, воспитания, обучения: Учеб. пос. / Под ред. Корнетова Г.Б. - М.: АСОУ, 2017. - С. 169-184.

Быкасова Л.В. Система современного художественного образования в Германии: Учеб.метод. пос. - М.: КРЕДО, 2006. - 214 с. - ISBN 5-7051-0187-2.

Быкасова Л.В., Самойлов А.Н. Акметектоника как моделируемый эталон субъекта образовательной деятельности // Наука и современность. - 2017. - № 1 (11). - С. 63-69. DOI: 10.17117/ns.2017.01.063 http://ucom.ru/doc/ns.2017.01.pdf

Быкасова Л.В. Индивидуальность как медиум современной культуры / Всероссийская конференция «Клио и логос: история и культурология в пространстве взаимодействия». - СПб.: Астерион, 2017. - С. 159-165.

Быкасова Л.В., Подберезный В.В., Панова В.А. Теория структурализма о диверсификации и модернизации современного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Т. 9. - № 1 (1). - С. 121-125. Doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-121-125 (in Russ.).

Быкасова Л.В. Когнитивная коммуникация в образовательной среде // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2016. - № 2. - С. 129-132.

Философский словарь. - М.: Республика, 2003. - 575 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-1-71-78

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель:
Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Институт
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skdti@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)