НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ) В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЦЕНТРА

Вероника Михайловна ГРЕБЕННИКОВА, Наталья Ивановна НИКИТИНА, Николай Юрьевич ПАДЫЛИН

Аннотация


Семья является основной средой жизни ребенка с СДВГ, определяющим фактором  формирования (развития) его личности, главным определяющим фактором его будущего,  дальнейшей жизнедеятельности. В статье констатируется, что семейное воспитание детей  старшего дошкольного возраста с СДВГ нуждается в высококвалифицированном (высокопрофессиональном) социально-педагогическом сопровождении  полифункциональной команды специалистов. В специализированном (многопрофильном)  психолого-медико-педагогическом центре работают специалисты различных профилей, объединенные усилия которых будут способствовать и обеспечивать выбор  оптимального варианта социально-педагогического сопровождения семейного воспитания  конкретного ребенка. В профессиональной деятельности сотрудников специализированного (многопрофильного) центра в сфере личностно-делового  взаимодействия с родителями ребенка с СДВГ заложен огромный (психологопедагогический, социально-медицинский, социально-педагогический,  социокультурный) потенциал для реализации технологии социально-педагогического  сопровождения семейного воспитания дошкольников с СДВГ. Авторы статьи утверждают,  что реализация технологии социально-педагогического сопровождения семейного воспитания старших дошкольников с СДВГ будет эффективной, если: в основу процесса  социально-педагогического сопровождения семейного воспитания старших дошкольников с  СДВГ заложен индивидуально-ориентированный, дифференцированный, системно- комплексный подходы; содержание социально-педагогического сопровождения семейного  воспитания старших дошкольников с СДВГ включает специализированную работу сотрудников Центра (педагогов, психологов, медиков, дефектологов, специалистов ЛФК) в  сфере формирования у родителей адекватного понимания особенностей ситуации  личностного развития их ребенка, осознания перспектив его дальнейшей социализации;  технология рассматриваемого сопровождения реализуется с учетом специфики жизненной ситуации конкретной семьи и ребенка, всех ее нюансов; обеспечивается интеграция  усилий специалистов различного профиля Центра в области диагностики,  прогнозирования, реализации выбранного варианта социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка. Материалы статьи могут быть использованы  в деятельности психолого-педагогических служб образовательных учреждений разного типа и центров развития детей, а также в ходе повышения  квалификации психологов, педагогов по проблеме социально-педагогического  сопровождения семейного воспитания старших дошкольников с СДВГ.


Ключевые слова


дошкольники с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;семейное воспитание;социально-педагогическое сопровождение;специализированные (многопрофильные) психолого-медико-педагогические центры

Полный текст:

PDF

Литература


Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 3. - С. 13-16.

Брязгунов И.П. [и др.] Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Медпрактика-М, 2002.

Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Социально-педагогические, интегративно- антропологические и технологические аспекты формирования инклюзивной образовательной среды // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. Т. 8. - № 4- 2. - С. 119-126.

Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Академия, 2008.

Заломихина И.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // пед. - 2007. - № 3. - С. 13-18.

Иванюк Е.А. Социально-педагогическая поддержка детей дошкольного возраста в условиях центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: РГСУ, 2006. - 24 с.

Ливинская А.М. Расстройства развития речи у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 2007. - 24 с.

Машкович Н.В., Падылин Н.Ю., Никитина Н.И. Типичные трудности семейного воспитания старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «В мире науки и инноваций» (20 апреля 2017 г., г. Казань). - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 100-106.

Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. - СПб., 2007.

Никитина Н.И., Гребенникова В.М., Козлова Д.А. Некоторые аспекты тьюторства в системе инклюзивного образования // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - № 3 (9). - С. 35-39.

Сатари В.В., Немкова С.А. Современные принципы диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей // Управление начальной лой. - 2010. - № 10. - С. 11-15.

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М., 2008.

Степанова Т.М. Дети-непоседы. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). - М., 2013.

Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. - СПб., 2004.

Шевченко Ю.С., Шевченко М.Ю. Игровая психотерапия детей с гиперактивным поведением // Школа здоровья. - 2011. - № 2. - С. 8-11.

Grebennikova V.M., Nikitina N.I. Theoretical-methodological and socio-pedagogical foundations of inclusive education // Журнал министерства народного просвещения. - 2016. - № 3 (9). - С. 93-102.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-83-94

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель:

Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)