ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУР РУСИ И ВИЗАНТИИ: К ВОПРОСУ О ПРЕОДОЛЕНИИ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Людмила ГАЛУТВО, Виталий ПЕТРЕНКО

Аннотация


Статья посвящена анализу использования наработок  отечественного византоведения в образовательном пространстве для преодоления фальсификации истории. Цель исследования ‑ определить продуктивность взаимодействия византийского культурно-исторического типа и Руси в IXXV вв. для формирования российской государственности и национального самосознания. Стремление современной России придерживаться национальных интересов и традиционных способов выхода из кризисных ситуаций вызывает противодействие со стороны политических приверженцев однополярного мира. Одним из средств идеологического противостояния является декларирование необходимости приобщения России к западным ценностям, ее отсталости и культурной несостоятельности. Цивилизационный путь, выбранный Россией, имеет ряд черт, свойственных Византийской империи: «мультикультурализм», многонациональность, вертикаль власти для управления огромным государством и длительная жизнеспособность, несмотря на непрерывную необходимость защиты своих территорий. Популяризация их продуктивности в историческом образовании позволит укрепить национальное самосознание и определить коэффициент полезного действия учета исторического опыта. Влияние византийского культурно-исторического типа на Русь не носило исключительно одностороннего характера. Контакты Руси и Византии определялись взаимодействием и взаимопроникновением в различных сферах жизнедеятельности. Русь, несмотря на более слабое положение, оказывала влияние на некоторые аспекты жизни византийского общества и армии. Взаимовлияние Руси и Византии имеет пролонгированный характер, не ограничивается периодом непосредственного взаимодействия. Российская идентичность основывается на учете цивилизационного опыта и исторических аналогий, постоянного сопоставления с культурами Запада и Востока. В историческом образовании возможно и необходимо более широкое использование результатов научных исследований византоведения и теории культурно-исторических типов для формирования базовых ценностных ориентиров.


Ключевые слова


Ключевые слова: образовательные системы, исто-рическое образование, фальсификация истории, гражданская идентичность, историко-культурный стандарт

Полный текст:

PDF

Литература


Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.

Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. Сборник статей. Т.1. М., 1885. URL: https://www.runivers.ru/bookreader/book593911/#page/2/mode/1up (дата обращения: 18.06.2018).

Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Избранное. М., 2010. С. 19, 22, 27, 28; Леонтьев К.Н. Панславизм и греки // Там же. С. 33-36, 40.

Трубецкой С.Н. Разочарованный славянофил // Константин Леонтьев: Pro et contra. Лич-ность и творчество Константина Леонтьева в оценке русских мыслителей и исследователей 1891 1917 годов. Т. 1. СПб., 1995.

Фонд «Общественное мнение». Опросы населения. 2000 год. URL: http://fom.ru/TSennosti#page=3 (дата обращения: 25.06.2017).

Разные точки зрения. Россия часть Европы или отдельная цивилизация? URL: http://sides.su/index.php?id=55&co=1 (дата обращения: 18.06.2018)

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. 2014. № 13 (июль). Вып. 2787. С. 10-124.

Вагнер Г.К. Византия и Русь. М., 1989.

Степанова М.А. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Высготского и П.Я. Гальперина // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 19-29.

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологической мировой истории. Минск., 2009.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 2003.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Сла-вянского мира к Германо-Романскому. СПб., 1995.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-13-21

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)