РЕБЕНОК-ИНВАЛИД В СЕМЬЕ: ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЙ И ЗОНЫ НАПРЯЖЕНИЙ

Инна Викторовна Василенко

Аннотация


В социологии признано, что семья является основой общества, обеспечивающая и его стабильность, и его развитие. Однако возникают ситуации, при которых сама семья нуждается в поддержке и помощи не только со стороны близких людей, но и государственных структур и органов социальной защиты. Данная статья посвящена исследованию семьи, в которой родился и воспитывается ребенок-инвалид. Целью исследования явилось изучение динамики отношений между родителями до появления ребенка и после его рождения, анализу социальных и эмоциональных сторон отношений, характеристик ситуации, способствующей разрушению семьи. В качестве стратегии исследования была выбрана кейс-стади. В эту монографическую методику были включены три метода: глубинное интервью и включенное наблюдение и метод семантического дифференциала.

В семье прослеживаются изменения отношений: от радостных, беззаботных до взаимных обид, скандалов и обвинений. Рождение ребенка выровняло эмоциональный фон отношений родителей, сделав его более ровным, спокойным, но равнодушным. Зонами напряжения являются: длительное ожидание появления малыша, известие о болезни будущего ребенка, рождение ребенка с ДЦП, проблемы ухода, общения и воспитания. 


Ключевые слова


ребенок-инвалид;зоны напряжения в семье;динамика отношений;кейс-стади;глубинное интервью;включенное наблюдение;семантический дифференциал;разрушение отношений;мнимая интеграция

Полный текст:

PDF

Литература


Василенко И.В., Василенко И.В. Вейпинг: модели выбора и поведения российских региональных покупателей «Бездымных сигарет» // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – №12(66). – Часть 2. – Декабрь. – С. 82-86.

Верещагин А.В., Степанов О.В. Социокультурный мир российской семьи с детьми-инвалидами: что мы знаем о нем и почему это важно знать? //Гуманитарий Юга России. − 2017. − Т. 6. − №4. − С. 88-98.

Иванова В.С., Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л. Личностные особенности матерей и родительско-детские отношения в семьях, воспитывающих детей инвалидов с детским церебральным параличом. // Научно-педагогическое обозрение. − 2017. − №2(16). − С. 48-53.

Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006. – 256с.

Квале С. Исследовательское интервью. − М.: Смысл, 2003. − 301с.

Кушнаренко Е.Е., Терскова А.А. Социально-экономические и психологические про-блемы семей с детьми с инвалидностью в 90-е гг. ХХ века. //Эпоха науки. − 2018. − № 16. − С. 282-290.

Лебедь О.Л., Гусева М., Цейтман Г. В семье – тяжело больной ребенок. Изучение та-кой семьи и работа с нею. //Социальная педагогика в России. − 2014.− №1. − С.35-41.

Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: методология и техники качественных исследований в социальной психологии. − М.: Академия, 2003. − 272с.

Стоянова В.В. Коррекция детско-родительских отношений в семье с ребенком- ин-валидом. //Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сбор-ник. − 2014. − №2. − С. 190-194.

Албогычиева М.Х. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными воз-можностями. Современные научные исследования и инновации. − 2018. − №5. − С. 50 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/05/86515 (дата об-ращения: 25.03.2019).

Greenwald A.G., McGhee D.E., Schwartz J.K.L. Measuring individual differences in implicit cognition: The Implicit Association Test. Journal of Personality and Social Psychology, 1998, vol. 74, pp. 1464–1480

Osgood CH., Suci G., Tannenbaum P. The Measurement of Meaning. Urbana, Chicago and London. University of Illinois Press, 1957, 342 pp.

Spradley J.P. Participant Observation. Fort Worth et al.: Harcourt Brace College Publish-ers,1980

Tracy P.E., Fox J.A. The Validity of Randomized Response for Sensitive Measurements// American Sociological Review. 1981.Vol.46. No.2.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-3-83-95

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)