НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО В ЦАРСКОЙ РОССИИ В КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ

Array Array Array

Аннотация


В статье разбирается история создания царской Россией региональной модели управления образования на Кавказе, прослеживается развитие и переход этого процесса на качественно новый уровень. Предметом особого исследования является роль уставов и положений школы, принятых в разные годы. Разбирая влияние указанных процессов на формирование светских школ нового типа на территориях Южного Кавказа, заселенных в основном мусульманами. Основываясь на полученных данных, изучается становление и развитие национального просветительства в лице новой плеяды русскоязычных просветителей. Также отмечается, что в связи с усилением влияния русского царизма на Ближнем Востоке и его общеевропейской политикой Северный Азербайджан приобретал все большее значение для царской России. Завоевание Кавказа являлось важной составляющей в решении т.н. «восточного» вопроса. Для проведения русификаторской политики на национальных окраинах, (Южном Кавказе в том числе), содержания местных народов в повиновении и как следствие, укрепления своих позиций в Кавказском регионе Российской империи были необходимы русскоязычные служащие, способные работать в государственных учреждениях. Потребность в таких государственных служащих можно было удовлетворить лишь открывая светские школы нового типа. Эта деятельность в свою очередь требовала формирования новых структур образования. В статье разбирается вопросы, связанные процессами, указанными выше. 


Ключевые слова


политика царской России на Кавказе; положения и устав школы; Кавказский Образовательный (Учебный) Округ; уездные и мусульманские школы; новая плеяда просветителей

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Azərbaycan tarixi üzrə qaynaqlar. Tərtibçilər: S.S.Əliyarov, F.R. Mahmudov və b. Bakı: Azərbaycan Universiteti nəşriyyatı, 1989,328 p (in Azerbaijani)

Azərbaycan tariхi, 7 cilddə, 4-ci cild (ХIХ əsr). Bakı: Elm, 2000, 635 p. (in Azerbaijani)

Əhmədov H. ХIХ əsr Azərbaycan məktəbi. Bakı: Maarif, 2000, 364 p. (in Azerbaijani)

Əhmədov H. XIX əsr Azərbaycan məktəbi. Bakı: ABU, 2006, 580 p. (in Azerbaijani)

Əhmədov T. Nəriman Nərimanov. Bakı: Yazıçı, 1982, 298 p. (in Azerbaijani)

Модзалевский Л.Н. Ход учебного дела на Кавказе с 1802 по 1880 год. Тифлис: Тип. А.А.Михельсона, 1880, 96 с.

Никандров Н.Д. Православные традиции, семья и школа в современной России. Педагогика, Научно- теоретический журнал, 2005, №1, 5-12 с.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конца XIX – и начала ХХ в. Ответственный редактор Э.Д.Днепров, Москва: Педагогика, 1991, 448 с.

Пашаев А.Х. Очерки истории начального образования на Кавказе в XIX – начале XX веков. Баку: Изд-во АПИ, 1991, 214 с.

Пашаев А.Х. Очерки истории Азербайджанской школы в Грузии в XIX начале XX веков. Учебное пособие, Баку: Изд-во АГПИ, 1997, 120 с.

Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. т.1, СПб., Тип. Императорской Академии Наук, 1864, 1887 с.

Школа России накануне и в период революции 1905-1907 гг. Сборник научных трудов. Под ред. Э.Д.Днепрова и Б.К.Тебиева. Москва: Изд-во АПН СССР, 1985, 219 с.

Ahmadov H.H. The Strategy of Education Development in Azerbaijan. Saarbrücken, Deutschland / Germany. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014, 245 p.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/1-123-129

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель:

Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

ISSN: 2219-6048 (ONLINE)