О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МОДЕЛИРОВАНИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ «ПОМОГАЮЩИХ» ПРОФЕССИЙ

Array Array Array, Array Array Array, Array Array Array

Аннотация


В статье рассмотрены вариативные подходы к раскрытию сущности педагогического моделирования; подчеркивается необходимость обладания конкретной педагогической модели профессионально-образовательного процесса такими свойствами, как открытость и адаптивность к изменениям внешней и внутренней среды жизнедеятельности вуза, структурность и системность, воспроизводимость. Представлена авторская педагогическая модель процесса развития в вузе профессиональной культуры будущих специалистов «помогающих» профессий (специалистов по социальной работе, психологов, юристов, социальных педагогов и др.). Авторы констатируют, что педагогическая модель формирования профессиональной культуры специалистов социономических профессий, как и любая другая модель социального и образовательного процесса, должна базироваться на конкретной методологической основе (на определенной научно-теоретической концепции). В статье приводится характеристика личностно-деятельностного, культурологического, компетентностного, профессионально-контекстного, системного подходов к профессиональному образованию кадров социальных служб и организаций. Акцентировано внимание на следующей позиции: проектирование модели процесса формирования профессиональной культуры специалистов социономических профессий следует осуществлять на основе структурно-функционального и логико-конвергирующего подходов, требующих от исследователя четкого определения конечного результата, который будет получен после внедрения (апробации) модели, а также четкого определения функционального назначения каждого из модулей (блоков, компонентов) модели, определения их взаимосвязи. В статье рассмотрены принципы (принцип контекстной комплексности, принцип вариативности, принцип полифункциональности и др.) и этапы (экспликативный, квазипрофессиональный, профессионально-продуктивный) реализации данной модели. Особое внимание уделено характеристике отдельных модулей (задачно-целевой, организационно-процессуальный, ресурсно-обеспечивающий, функционально-содержательный, результативно-мониторинговый) разработанной модели. 


Ключевые слова


педагогическое моделирование; профессиональная культура; специалисты «помогающих» профессий; социономическая деятельность

Полный текст:

PDF

Литература


Басов Н.Ф. Инновационные подходы в профессионально-практической подготовке бакалавров социальной работы в вузе // Человеческий капитал. – 2010. – № 6(18). – С. 142-145.

Бондаревская Е.В. и др. Введение в педагогическую культуру. – Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ. – 1995.

Буева Л.П. К вопросу об определении антропологических оснований культуры // Психология и психотехника. – 2009. – № 12(15). – С. 14-23.

Галкина Т.Э., Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Моделирование процесса развития на основе деонтологического подхода профессионально-коммуникативной культуры менеджеров образования в системе повышения их квалификации // Человеческий капитал. – 2014. – № 3(63). ‒ С. 64-71.

Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Профессионально-коммуникативная культура менеджера образования: сущность, структура, уровни проявления // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – № 2(24). ‒ С. 128-133.

Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Культуроцентричность и компетентность в современном социальном образовании: коллектив. монограф. – М.: Изд-во РГСУ, 2009.

Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.

Жукова Г.С., Комарова Е.В., Никитина Н.И. Компетентностно-ориентированная модель информационных ресурсов дистанционной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2011. – № 9. – С. 136-141.

Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. – М.: Высшая школа, 1990.

Никитина Н.И., Галкина Т.Э., Комарова Е.В. Технологии и принципы реализации модели информационных ресурсов для дистанционного социального и педагогического образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2011. – № 9. – С. 225-229.

Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. – М., 2001.

Nikitina N.I., Galkina T.E., Tolstikova S.N., Avtionova N.V., Volenko O.I., Grebennikova V.M. The characteristics of the model for development of communicative deontological culture of school principals in the system of their refresher training // Life Science Journal. – 2014. – Т.11. – № 12. – С. 542-546.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/1-156-162

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель:

Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

ISSN: 2219-6048 (ONLINE)