ВИРТУАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ И ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Array Array Array, Array Array Array

Аннотация


Многие российские высшие учебные заведения поддерживают внедрение информационных технологий, активно используя их в учебном процессе. Принимая во внимание, что переход на новую образовательную модель преподавания иностранных языков (ИЯ) создает необходимость разработки новых концепций в вузовском образовании, обучение в новых условиях направлено на достижение максимального соответствия уровня владения английским языком международным и отечественным стандартам. Авторы статьи затрагивают проблему языковой личности и системы языка, языковой личности и овладения ИЯ. Языковая личность является интегративным понятием, компоненты которого разнородны и взаимосвязаны. В статье дается описание виртуальной языковой личности, которая рассматривается как новый тип языковой личности, характеризующийся набором специфических черт: особыми ценностями, изменившимся отношением ко времени и пространству, высокой степенью поглощенности виртуальной деятельностью, особыми целями коммуникации. Авторы статьи приходят к выводу, что использование иноязычной среды Интернет в процессе обучения ИЯ как в режиме самообразования, так и в условиях аудиторной работы оказывается мощным средством формирования иноязычной виртуальной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза.

Ключевые слова


языковая личность; виртуальное коммуникативное пространство; виртуальная языковая личность; виртуальный дискурс; информационная компетентность

Полный текст:

PDF

Литература


Луканина М.В. Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы студентов при преподавании иностранного языка / в сб.: III Международная конференция "Развитие вычислительной техники и ее программного обеспечения в России и странах бывшего СССР: история и перспективы", серия Труды SORUCOM-2014. ‒ Казань, 2014. ‒ С. 221-224.

Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранным языкам. ‒ Ижевск, 2003.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 2003.

Там же.

Карасик В.И. Речевое поведение и типы языковых личностей // Массовая культура на рубеже ХХ‒ ХХI веков: Человек и его дискурс: сборник науч. тр. / под ред. Ю.А. Сорокина, М.Р. Желтухиной. ‒ М.: Азбуковник, 2003. ‒ С. 24-46.

Николаева Т.М. От звука к тексту. ‒ М.: Школа «Языки русской культуры», 2000.

Клобукова Л.П. Феномен языковой личности в свете лингводидактики // Язык, сознание, коммуникация. Вып.1. – М., 1997.

Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. ‒ М.: 1999.

Халяпина Л.П. Формирование поликультурной языковой личности как цель обучения иностранным языкам в условиях глобализации общества // Вестник ТГУ. ‒ 2009. ‒ № 10. [Электронный ресурс] - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-polikulturnoy-yazykovoy-lichnosti-kak-tsel-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-usloviyah-globalizatsii-obschestva (дата обращения: 16.09.2016).

Лутовинова О.В. Виртуальная языковая личность: к определению понятия // МНКО. ‒ 2015. ‒ № 1 (50). [Электронный ресурс] - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-yazykovaya-lichnost-k-opredeleniyuponyatiya (дата обращения: 16.09.2016)

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. ‒ М.: Изд-во ЛКИ, 2010.

Амурская О.Ю. Аспекты исследования виртуальной личности в зарубежной лингвистике // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. ‒ 2013. ‒ № 4. [Электронный ресурс] - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-issledovaniya-virtualnoy-lichnosti-vzarubezhnoy-lingvistike (дата обращения: 16.09.2016).

Галинская Т.Н. Местоимения «Ты» и «Вы» в идиолексиконе виртуальной языковой личности // Вестник ОГУ. ‒ 2010. ‒ № 11 (117). [Электронный ресурс] - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mestoimeniya-ty-i-vy-v-idioleksikone-virtualnoy-yazykovoy-lichnosti (дата обращения: 17.09.2016).

Лутовинова О.В. Указ соч.

Горный Е.A. Виртуальная личность как жанр творчества (на материале русского Интернета). Сетевая словесность. 2007 [Электронный ресурс] - URL: http://www.netslova.ru/gorny/vl.html

Бондаренко Т.А. Виртуальная реальность в современной виртуальной ситуации. Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. ‒ Ростов-на-Дону, 2007.

Лутовинова И.В. Указ соч.

Бергельсон М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. ‒ № 1. ‒ 2002. ‒ С. 55-67.

Пупышева И.Н. Языковая личность ‒ расширение сетевых коммуникативных горизонтов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. ‒ 2012. ‒ № 10. [Электронный ресурс] - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-lichnost-rasshirenie-setevyhkommunikativnyh-gorizontov (дата обращения: 16.09.2016).

Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. ‒ Челябинск, 2005.

Rannenberg K., Royer D., Deuker A. The Future of Identity in the Information Society. Challenges and opportunities. ‒ Berlin, 2009.

Лутовинова О.В. Указ соч.

Гермашева Т.М. Виртуальная языковая личность в пространстве блог-дискурса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. ‒ 2014. ‒ № 2 (140).

Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. ‒ Волгоград: Перемена, 2009.

Гермашева Т.М. Указ. соч.

Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете // Флогистон. ‒ 2003. ‒ 14 февраля. [Электронный ресурс] - URL: http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml.

Гермашева Т.М. Указ. соч.

Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. ‒ М., 2004.

Дубовикова Е.М. Обучение студентов неязыковых вузов иноязычной виртуальной коммуникации в массово-информационной среде Интернет (на материале английского языка). Автореф. дис. … канд. пед. наук. ‒ Пятигорск, 2006. ‒ 196 с.

Там же.

Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий / О.Б. Зайцева: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. ‒ Брянск, 2002. ‒ 19 с.

Попова Т.П. Характеристика институционального дискурса // Историческая и социально-образовательная мысль. ‒ Краснодар, 2015. Том 7. ‒ № 6. Ч.2. ‒ С. 295-300.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/1-230-237

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)