РОЛЬ УЧЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Лилия Артуровна Асламазова, Фатима Пшимафовна Хакунова

Аннотация


В нашей стране предпринимаются разнообразные меры для улучшения положения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе создаются условия для  получения  ими качественного  образования.  Незнание педагогами особенностей таких детей и неготовность взаимодействовать с ними способны существенно затруднить включение таких обучающихся в образовательное пространство. Цель статьи актуализация проблемы введения ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, сопряженной с изменением системы требований ко всем участникам образовательного процесса, и к педагогам, прежде всего. В статье рассматриваются особенности детей с проблемами в интеллектуальном развитии, т.к. освоение образовательной программы и необходимых учебных действий напрямую связаны с умственными способностями ученика. Можно выделить наиболее характерные черты младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии: наличие разнообразных нарушений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, затрудняющих усвоение учебного материала и формирование умений и навыков; у детей с задержкой психического  развития отмечается относительная  обратимость симптоматики, которая уменьшается под воздействием коррекционных мероприятий; у детей с умственной отсталостью нарушения развития присутствуют в течение всей жизни; дети обладают потенциальными возможностями формирования психики в виде «зоны ближайшего развития», при этом значимым источником формирования психических функций является социальное, в том числе и педагогическое, воздействие.


Ключевые слова


младшие школьники; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; педагоги; умственная отсталость; задержанное психическое развитие; психологические особенности

Полный текст:

PDF

Литература


Агавелян О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития: автореф. дис. … доктора психол. наук / АПН СССР, НИИ дефектологии. М., 1989. 34 с.

Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. 136 с.

Божович Л.И. Личность и ее формирование детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.

Дмитриева Е.Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития // Шестилетние дети: проблемы и исследования / Под ред. У.В. Ульенковой, Н.А. Цыпиной, Е.Е. Дмитриевой и др. Н. Новгород: НГПУ, 1993. С. 73-82.

Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2007. 166 с.

Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. СПб.: Речь, 2007. 391 с.

Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. 2006. № 3. С. 15-27.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2006. 142 с.

Лубовский В.И. (ред.) Специальная психология. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 464 с.

Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: АРКТИ, 2000. 123 с.

Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. Учебное пособие. М.: ACADEMIA, 2002. 160 с.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. 208 с.

Стернина Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с ЗПР: автореф. дис.… канд. психол. наук. М., 1988. 16 с.

Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005. 476 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/3-21-25

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель:

Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

ISSN: 2219-6048 (ONLINE)