КРОССКОНТЕКСТЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ В УЧЕБНИКАХ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Наталья Викторовна Пасечникова, Михаил Геннадьевич Макарченко

Аннотация


В ходе анализа линейки учебников по математике для начальных классов был выявлен ряд противоречий: противоречие между необходимостью формирования научного понятийного аппарата математического объекта и «бытовыми» средствами формирования, используемыми в текстах школьных учебников; противоречие между необходимостью «видеть и понимать» математическую, логическую, разнообразную методическую информацию за текстом учебника и отсутствием средств обособления одного вида информации от другой и/или интеграции разных видов информации в один смысл; противоречия, связанные с целостным формированием математических объектов в начальной школе и соответствующих им методических объектов в педагогическом высшем учебном заведении. В связи с этим необходимо методическое средство для ослабления этих противоречий. В основу создания такого средства положено понятие «кроссконтекст математического объекта (понятия, действия)». В статье приведено определение понятия «кроссконтекст математического объекта (понятия, действия)». Выделены и обоснованы примерами как данное понятие, так и связанные с ним понятия: «состав кроссконтекста в текстах учебника», «структура кроссконтекста». Рассмотрены особенности этих понятий. В статье приведены отличия понятия «кроссконтекст математического понятия» от понятия «содержательно-методическая линия развития понятия».

Ключевые слова


учебные материалы по математике в текстах учебника;контекст учебного материала по математике;виды логического контекста;кроссконтекст математического объекта;его состав и структура

Полный текст:

PDF

Литература


Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 384 с.: ил.

Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса в 3-х частях. Часть 1. - Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011. - 80 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100).

Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса в 3-х частях. Часть 2. - Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011. - 80 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100).

Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса в 3-х частях. Часть 3. - Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс; Школьный дом, 2012. - 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100).

Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 2-го класса в 3-х частях. Часть 1. - Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011. - 80 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 2-го класса в 3-х частях. Часть 2. - Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011. - 80 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика. Учебник для 2-го класса в 3-х частях. Часть 3. - Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011. - 96 с.: ил. (образовательная система «Школа 2100»).

Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика (Моя математика). Учебник для 3-го класса в 3-х частях. Часть 2. - Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс, 2009. - 96 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Жукова Н. В. Контексты становления личной культуры субъекта познания. Автореф. дис. ... д-ра психол. наук,. - М., 2006.

Макарченко М.Г. Модель контекстного обучения будущих учителей математики в процессе их методической подготовки. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2009.

Макарченко М.Г., Пасечникова Н.В. Кроссконтексты понятий в школьных учебниках по математике // Проблемы теории и практики обучения математике: Сборник научных работ, представленных на Международную научную конференцию «68 Герценовские чтения» / Под ред. В.В. Орлова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.

Пасечникова Н.В., Макарченко М.Г. Контекст рациональных рассуждений в текстах учебников по математике для начальной школы (на примере учебников по программе «Школа 2100») // Глобализация науки: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (3 апреля 2015 г, г. Уфа). - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. - 158 с.

Пасечникова Н.В., Макарченко М.Г. Типология логического контекста в текстах учебников по математике для начальной школы // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 2. - С. 44-49 ISSN 1813-4718.

Пасечникова Н.В., Макарченко М.Г. Контекст формализованных логических рассуждений в текстах учебников по математике для начальных классов // Наука вчера, сегодня, завтра: сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. - 192 с.

Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем / [Электронный ресурс] - URL: http// www. ido.rudn.ru/ psychology/pedagogical_psychology//ch12_2.html (дата обращения: 12.03.2007).




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-154-162

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)