Диспозитивный метод в регулировании системы ДПО на уровне локальных нормативных документов образовательной организации

Авторы

  • Ольга Владимировна Чуракова Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына г. Бишкек, Кыргызская Республика; Кубанский государственный университет г. Краснодар, Российская Федерация https://orcid.org/0000-0002-0078-4269
  • Елена Юрьевна Шлюбуль Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация https://orcid.org/0000-0003-4393-8675

Ключевые слова:

дополнительное профессиональное образование, ДПО, локальные норматив-ные документы образовательной организации

Аннотация

Введение.  Статья рассматривает возможности и ограничения при разработке локальной нормативной документации организации, реализующей дополнительные профессиональные программы в Российской Федерации. Авторы раскрывают суть применения диспозитивного метода правового регулирования в дополнительном профессиональном образовании как одного из возможных критериев, который сочетает в себе юридические средства и приемы, осуществляющие воздействие права на поведение людей, общественные отношения, возникающие между участниками образовательных правоотношений, который предусматривает возможность договориться о приемлемых способах регулирования необходимых вопросов.

Материалы и методы. Исследование проведено на основании практического опыта работы в сфере дополнительного профессионального образования при разработке и реализации дополнительных образовательных программ, использованы методы анализа научной литературы. Рассмотрены методы правового регулирования в образовании, в частности, проведен анализ приоритетности применения диспозитивного метода правового регулирования в дополнительном профессиональном образовании в России.

Результаты и обсуждение. Представлен спектр факторов относительной свободы в регулировании разработки и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, предоставляемой законодательством организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Выявлены ключевые требования к наличию и содержанию локальных нормативных документов образовательной организации, реализующей дополнительные профессиональные программы. Приведены аргументы и методы обязательной детальной регламентации в организации, реализующей образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования, базовых принципов работы в сфере дополнительного профессионального образования и ключевых циклов и процессов. Подчеркнута актуальность соблюдения принципов императивного и диспозитивного методов правового регулирования в организации дополнительного профессионального образования.

Выводы и заключение. Применение диспозитивного метода правового регулирования в дополнительном профессиональном образовании позволяет организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, разрабатывать и предлагать рынку и специалистам, стремящимся усилить или расширить свои профессиональные компетенции, гибкие и удобные образовательные продукты. Такая вариативность способствует мобильности специалистов в своевременном овладении необходимыми знаниями и навыками для дальнейшего трудоустройства при активном развитии запросов ранка труда.

Биографии авторов

Ольга Владимировна Чуракова, Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына г. Бишкек, Кыргызская Республика; Кубанский государственный университет г. Краснодар, Российская Федерация

аспирант Кыргызского национального университета им. Жусупа Баласагына

г. Бишкек, Кыргызская Республика;

Кубанский государственный университет

г. Краснодар, Российская Федерация

Елена Юрьевна Шлюбуль, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация

кандидат педагогических наук, Кубанский государственный университет,

г. Краснодар, Российская Федерация

Библиографические ссылки

Пыжова, Е. А. Правовое регулирование дополнительного профессионального образования в России (на примере системы агропромышленного комплекса) / Е. А. Пыжова // E-Scio. – 2021. – № 11(62). – С. 549-559. – EDN RWWLNJ.

Кокарева М.Е., Торопова А.И., Шамина Е.М., Мочалова А.С. Предмет и метод правового регулирования в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/12/88039 (дата обращения: 08.04.2024).

Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: ИНФРА М-Норма, 1997. – 570 с. – ISBN 5-86225-404-4.

Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юрайт-М, 2002. – 432 с. – ISBN 5-7975-0616-5.

Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – Текст: электрон-ный // «Консультант Плюс»: справочно-правовая система: сайт. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 23.04.2024).

Назинцева, А. Ю. Некоторые проблемы правового регулирования административной ответственности за нарушения законодательства в сфере образования на современном этапе / А. Ю. Назинцева // Правовая поли-тика и правовая жизнь. – 2022. – № 4. – С. 236-244. – DOI 10.24412/1608-8794-2022-4-236-244. – EDN RCTQCG.

Российская Федерация. Законы. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 № 29444) – Текст: электронный // «Консультант Плюс»: справочно-правовая система: сайт. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151143/978fb1c05af89b117dffebd3d02c5377bf89adc7/ (дата обращения: 23.04.2024).

Лалаева, З. А. Дополнительное профессиональное образование: отдель-ные вопросы образовательного законодательства / З. А. Лалаева, А. А. Тихонов, Т. В. Малинина // Дополнительное профессиональное образо-вание в стране и мире. – 2022. – № 3(59). – С. 29-38. – EDN GMCFXW.

Чуракова, О. В. Нормативно-правовое регулирование системы дополни-тельного образования в Российской Федерации. / О. В. Чуракова. – Текст: непосредственный // Сборник РИНЦ, по итогам VI Международной научно-практической конференции «Жизнь права: правовая теория, правовая традиция и правовая реальность». – 2021. С. 237-242.

Загрузки

Опубликован

2024-04-29

Выпуск

Раздел

Теория и методика обучения и воспитания