Исламское возрождение и современное дагестанское общество: векторы развития
Ключевые слова:
религия, ислам, веротерпимость, межрелигиозная интолерантность, дагестан-ское общество, исламское возрождение, верующие, исламские установкиАннотация
Введение: Исламское возрождение – процесс сложный и противоречивый, в нем заложен как позитивный, так и негативный потенциал. Последствия укрепления позиций мусульманства в современном дагестанском обществе представляются важным аспектом, ибо траектория данного процесса определяет стабильность и сохранение межрелигиозного согласия.
Методы исследования. Эмпирическое исследование проведено в 2023 г. методом случайного отбора. Объектом исследования является исламское возрождение. Предметом исследования выступает отражение религиозного (исламского) возрождения на современное дагестанское общество. Место проведения опроса: гг. Махачкала, Дербент, Кизилюрт, Хасавюрт, Ботлихский, Дербентский, Казбековский, Кизлярский районы. Распределение по социально-демографическим параметрам: а) пол: мужчины – 249 чел. (48,8%), женщины – 261 чел. (51,2%); б) возраст: 15–17 лет – 144 чел. (28,3%), 18–25 лет – 173 чел. (34,0%), 26–35 лет – 193 чел. (41,7%); в) образование: неполное среднее – 74 чел. (14,4%), среднее – 107 (21,0%), среднее специальное – 173 чел. (34,1%), высшее – 156 чел. (30,5%); д) отношение к религии: убежденно верующий – 198 чел. (38,8%), верующий – 273 (53,5%), колеблющийся – 25 чел. (4,9%), неверующий – 11 чел. (2,2%), убежденно неверующий – 3 чел. (0,6%). N=510.
Результаты исследования. Эмпирика показывает обозначение опрошенной дагестанской молодежью особого статуса ислама с доводом численности последователей мусульманства. Респонденты позитив исламского возрождения для Дагестана усматривают в улучшении межнациональных отношений и повышении нравственности населения, развитии благотворительности и помощи нуждающимся социальным группам, отсутствии межрелигиозного конфликта. Вместе с тем, деструктивные явления в межрелигиозной сфере современного дагестанского общества опрошенное молодое поколение связывает с распространением на территории республики «чуждых» традиционным вероисповеданиям религиозных течений.
Библиографические ссылки
Абдулагатов З.М. Исламское сознание в Дагестане: в поисках умеренности: Монография. – Махачкала: Издательский дом «Дагестан», 2022. – 328 с.
Бергер П. Фальсифицированная секуляризация // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2012. – № 2 (30). – С. 8–20.
Рыжова С.В. Религиозность и межрелигиозные отношения в оценках россиян // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 18 / Отв. ред. М.К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М.: Новый Хронограф, 2020. – С. 245–263.
Алиев А.А. Идеология «мусульманского национализма»: Аналитический обзор / Отв. ред. А.В. Гордон. – М., 2008. – 104 с.
Асад Т. Возникновение секулярного: христианство, ислам, модерность. – М.: Новое литературное обозрение, 2020. – 376 с.
Исхаков Д. Модель Татарстана и национализм татар // Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе. Т. 3. Национализм в национально-территориальных образованиях. – М.: РОССПЭН, 2010. – 410 с.
Мчедлова М.М. Религия в современной России: от «религиозного возрождения» к политизации // Ученые записки ФНИСЦ РАН. Религия в российском обществе: логика изменения статуса и роли / Отв. ред. М.К. Горшков. – М.: ФНИСЦ РАН, 2022. – Вып. 11. – С. 8–25.
Почта Ю.М. Исламизм и национализм на Большом Ближнем Востоке: вражда или симбиоз? // Азия и Африка сегодня. – 2020. – № 3. – С. 4–11.
Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. – СПб.: Алетейя, 2017. – 305 с.
Белик А.А. Культура и личность. – М.: Смысл, 2001. – 560 с.
Косач Г.Г. Татарстан: религия и национальность в массовом сознании // Россия и мусульманский мир. Научно-информационный бюллетень. – 2008. – № 1 (187).– С. 65–74.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 автор и Историческая и социально-образовательная мысль
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.