МНОГОВЕКОВОЙ СПОР О РОЛИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Роман Алексеевич Алексеевич ФАНДО

Аннотация


В статье рассмотрена история полемики в отношении причин детерминации личностных качеств индивидов. Данные вопросы рассматривались еще в трудах выдающихся мыслителей античности и продолжают обсуждаться до сих пор. Для древнегреческих философов было характерно пристальное внимание к человеку и его духовной стороне, представление о сложном механизме развития у человека заложенных природных возможностей. Средневековое христианство отстаивало догмат об абсолютном божественном начале. Интерес к изучению личности вновь возник в трактатах мыслителей Эпохи Возрождения, оказавших  влияние на философию Нового времени и  Просвещения. С развитием знаний о физиологии нервной деятельности проблема наследственной и социальной детерминации поднялась на новую ступень и вовлекла в обсуждение данного вопроса ведущих педагогов, ученых естествоиспытателей и философов. В статье проанализированы представления Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля, Р. Декарта, Д. Локка, К. Гельвеция, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, П.Ф. Лесгафта, З. Фрейда, С. Холла, А.Б. Залкинда, П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева о причинах индивидуальности человеческой психики. На протяжении всей истории развития философской мысли проблема природной и социальной детерминации в развитии личности была одной из центральных. 


Ключевые слова


история философской мысли, социальные и наследственные факторы развития личности, античный космоцентризм, средневековый теоцентризм, мыслители Нового времени, эпоха Просвещения, советская психологическая школа

Полный текст:

PDF

Литература


Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2007. 544 с.

Материалисты Древней Греции. М.: Госполитиздат, 1955. 238 с.

Платон. Государство // Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 79-420.

Аристотель. Поэтика // Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 645-680.

Локк Д. Мысли о воспитании // История педагогики и образования / под ред. З.И. Василье-вой. М.: Академия, 2008. 432 с.

Новичкова Г.А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии. М.: ИФ РАН, 2001. 368 с.

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 576 с.

Фролов И.Т. Избранные труды. В 3 т. Т. 3: О человеке и гуманизме. М.: Наука, 2003. 789 с.

Бух Е.Ш. Человековедение по Лесгафту. М.: Лаватера, 2005. 44 с.

Каганович А.А. Проблема формирования личности в истории отечественной педагогики. Ульяновск: Обл. тип. «Печатный двор», 2007. 320 с.

Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Удмуртский университет, 2001. 304 с.

Залкинд А.Б. Педология: Утопия и реальность. М.: Аграф, 2001. 464 с.

Блонский П.П. Педология: Учебник для высш. пед. учеб. заведений. М.: Госучизд, 1934. 338 с.

Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. 704 с.

Луначарский А.В. Детский дом // Журнал Главсоцвоса НКП. 1929. № 1-2. С. 11-12.

Заварзина Л.Э. Педагогика: исторические портреты. Воронеж: Черноземье, 1997. 128 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-88-97

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)