Попытка осмысления феномена патриотизма в контексте смены поколений и его воспитания в отечественной системе образования
Ключевые слова:
патриотизм, фиджитал-поколение, эффект подражания, симулякр патриотизма, институт образованияАннотация
В статье проблема патриотизма рассматривается как содержательно изменяющийся общественный феномен с точки зрения его природы и сущности, которые не являются неизменными. Особое внимание уделяется тому, что патриотизм замкнул на себе нереализованные надежды социальных групп и слоев общества, ожидания которых оказались выше его политических и культурных возможностей. Научная новизна работы заключается в том, что в ней говорится о зависимости патриотизма от поколенческого сдвига или смены поколений, так как появление нового дееспособного субъекта социального действия, обладающего не только постматериальной независимой от ушедшей советской натуры, но и новой идеализированной системой ценностей, способно предопределить изменения в патриотических настроениях в обществе. В работе утверждается, что различные интерпретации патриотизма, несмотря на его кажущуюся естественность и извечность, создают предпосылки для появления стереотипизированных химерических конструкций. Отмечается, что традиционно формой патриотического фетишизма выступает институт образования, сведенный к логике «сервиса» – к оказанию образовательных услуг, выстроенный сообразно заданной вертикали ценностей и приоритетов, очерченных государством, в рамках которого патриотизм не воспитывается, а провозглашается. Институт образования, для которого фрейм воспитания патриотизма перестал быть организующим принципом, больше не прошит сильными временными связями в пределах прямого контакта поколений, их смысловым диалогом. Как следствие, патриотическое воспитание слабо интегрировано в образовательный процесс. Другим следствием этой ситуации является слепота института образования в современной России в отношении поколенческих сдвигов и их влияния на общественное развитие. Сегодня российскому государству (его политической элите) намного важнее воспроизводить форму патриотизма на уровне официальных формул, но не его буквальный смысл. Статья опирается на принципы научности, объективности и креативности.
Библиографические ссылки
Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. – М.: Наука, 1986. – 256 с.
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. – М.: ПОСТУП, 2018. – 320 с.
Запарий В.В. Патриотизм и высшее образование / Естественно-научное, тех-ническое образование и философская культура: Мат-лы респуб. науч.-практ. конф. (28-30 сентября 2000 г.). – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. – 260 с.
Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни / Сочинения в 2 т. Т. 1. Лите-ратурные памятники. – М.: Мысль, 1990. – 829 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
Хоффер Э. Человек убежденный: личность, власть и массовые движения. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 200 с.
Юрьев А.И. Может ли общество одновременно думать и чувствовать? / Обще-ство и политика: Современные исследования, поиск концепций. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 512 с.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Историческая и социально-образовательная мысль
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.