Влияние самоопределения на мотивацию в условиях профессионального образования
Ключевые слова:
самоопределение, мотивация, профессиональное образование, студенты университета, коммуникативное взаимодействиеАннотация
Введение: Теория самоопределения играет решающую роль в формировании самосознания. Это говорит о том, что люди мотивированы меняться, а также стремиться к самоопределению благодаря трем универсальным психологическим потребностям: достижению компетентности, связи и автономии. Предложены социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования социального самоопределения студентов.
Материалы и методы: методологической основой являются идеи личностного и профессионального развития как основы достижения профессионального «апогея» в трудах таких ученых, как А.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В. Зазыкин, А. Маркова, Н.В. Кузьмина и другие. Ученые подчеркнули междисциплинарные связи и интеграционных подходах при исследовании проблем самоопределения личности.
Результаты исследования: даны рекомендации по структуре активирующих методов самоопределения. Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование самоопределения в образовательном процессе вуза будет эффективным при реализации условий: обеспечение взаимосвязи процессов формирования и саморазвития человека; включение студентов в различные виды деятельности с целью приобретения социального опыта и системы социальных ролей для дальнейшего саморазвития; тренинги для мотивационного роста и занятия, направленные на развитие навыков самоорганизации и саморегуляции в стрессовых ситуациях.
Обсуждение и заключение: в соответствии с этими выводами был разработан комплекс рекомендаций: внешние и внутренние факторы социального самоопределения должны учитываться в системе, с присущей ей связью с окружающей средой, поскольку изменения социальной среды влекут за собой изменения в системе факторов; для изучения личностных свойств, развития взаимопонимания и определения путей развития и коррекции следует использовать качественные психодиагностические методики, тренинги для мотивационного роста, направленные на развитие навыков самоорганизации и саморегуляции в стрессовых ситуациях; необходимо обеспечить активность студентов в самых разных видах деятельности.
Библиографические ссылки
Abulkhanova-Slavskaya A.K. Strategy of life. M., 1991. 230 p.
Ananiev BG Man as a subject of knowledge. 3rd edition. Series: Masters of Psycholo-gy SPb.: Peter, 2016; 288 р.
Cherry Kendra. Self-Determination Theory and Motivation. October 07, 2019; URL: https://www.verywellmind.com/what-is-self-determination-theory-2795387 [accessed 10 December 2020].
Cherry Kendra. 5 Surprising Ways to Get Motivated. Psychological techniques to help you get more motivated. July 23, 2020; URL: https://www.verywellmind.com/surprising-ways-to-get-motivated-2795388 [accessed 10 December 2020].
.Courtney E. Ackerman, MSc. Self-Determination Theory of Motivation: Why Intrin-sic Motivation Matters. URL: https://positivepsychology.com/self-determination-theory/ [accessed 10 December 2020].
Golovakha E.I. Life perspective and professional self-determination. Kiev: Naukova Dumka, 1988.144 p.
Golovko O.N., Korepanov A.L., Lei V.A. Pedagogical professionalism as a factor in the development of student's abilities. Modern Science. № 5-1, 2020; Pp. 325-329.
. Ishkov A.D. Educational activity of a student: psychological factors of success: Mon-ograph М.: АСВ, 2004; 224 p.
. Kostsova M.V., Mikhailova A.G., Grishina A.V., Chunikhina L.V. Features of profes-sional motivation among counselors with different pedagogical experience (on the ex-ample of ICC “Artek. Modern Science. № 11-1, 2020; Pp. 351-357
. Leontiev D.A., Shelobanova E.V. Professional self-determination as the construction of images of a possible future. Questions of psychology, 2001; № 1. p. 57-65.
. Markova A.K. Psychology of professionalism. Publisher: International Humanitarian Foundation "Knowledge". URL: https://www. studmed.ru/markova-ak-psihologiya-professionalizma_6b2fa1cadce.html [accessed 05 December 2020].
. Mikhailova A.G., Kostsova M.V. Stages of the formation of readiness to overcome emotional barriers of communication. Historical and Social-Educational Idea., v12. № 3 . 2020; p. 101-119 DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2020-12-3-101-119
. Mikhailova A.G., Golovko O.N. Formation of professional and communicative com-petence in the practice of the university (on the example of IT specialists). Internation-al scientific journal, 2020; № 2. p. 34-37.
. Mikhaylova A.G., Nikitaeva M.V., Kokodey T.A. Formation of personal qualities by means of acmeological approach in the context of professional becoming. Volume 87, 000282020. International Scientific and Practical Conference “Teacher Professional-ism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career” (ICTP 2020) DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20208700028 [accessed 10 December 2020].
. Motivation and Psychological Well Being Across Life’s Domains. Canadian Psy-chology Copyright 2008 by the Canadian Psychological Association 2008; v 49, No. 1, p. 14-23
. Psychological diagnostics of personality spheres [Electronic resource]: laboratory practice. Ural. state ped. un-t; author-comp. Yu.E. Vodyakha. Electron. Dan. Ekaterin-burg, 2018. 1 electron. disk (CD-ROM)
. Rubinstein S.L. Principle of creative amateur performance: To the philosophical foundations of modern pedagogy. Questions of psychology. Scientific archive. p. 101-109 URL: http://voppsy.ru/issues/1986/864/864101.htm (date of access: 03.11.2020) [accessed 10 December 2020].
. Serikov G.N. Socially significant aspects of personality self-determination Bulletin of SUSU. Education. Pedagogical Sciences. 2014; v6, № 4. p. 27-32.
. Self-determination URL: https://www.britannica.com/topic/self-determination [ac-cessed 10 December 2020].
. TSANG Hoi Ka. Student Motivation on a Diagnostic and Tracking English Language Test in Hong Kong Carrie. Institute of Education. University of London. 2013; p. 44 URL: https://discoveryucl.ac.uk/id/eprint/10017892/1/Thesis_ (Car-rie_Tsang)_Final%20copy.pdf [accessed 10 December 2020].
. Zhurkina A.Ya. Sergushin E.G., Sergushina O.V. Theoretical aspects of the formation of social and professional self-determination of students of educational organizations. Integration of education. 2016; v.20. № 1. p. 29-36.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Историческая и социально-образовательная мысль
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.