Просветительская стратегия Российской державы на Северном Кавказе в отношении мусульман (60–90-е годы XIX в.)

Авторы

  • Надежда Оскаровна Блейх Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова г. Владикавказ, Россия https://orcid.org/0000-0002-6715-9185

Ключевые слова:

Российская империя, Северный Кавказ, просветительская политика, мусульманское образование, национальная система обучения

Аннотация

В статье анализируется просветительская политика России относительно мусульман Северного Кавказа, в историческом аспекте обосновывается формирование образовательного потенциала горцев-мусульман, связанное с эволюцией просветительской парадигмы государства в области их образования, итогом которого стала аккомодация региональной конструкции обучения к общероссийской системе. Делаются выводы, что имперское правительство, адаптируясь к обстановке капитализма и осуществляя модернизацию в крае, стало больше уделять внимание вопросам просвещения «иноверцев». Но из-за непоследовательной политики чиновников охват обучением мусульман был недостаточным и требовал дальнейшего реформирования просветительской национальной системы.

 

Биография автора

Надежда Оскаровна Блейх, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова г. Владикавказ, Россия

Блейх Надежда Оскаровна, доктор исторических наук, профессор,

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия

nadezhda-blejjkh@mail.ru

РИНЦ Author ID 6365-4160,

ORC ID 0000-0002-6715-9185

Web of Science Researcher ID Y-6186-2018

 

Библиографические ссылки

Блейх Н.О. Начало становления просветительства на Северном Кавказе (первая половина XIX века) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 5-1 (43). – С. 37-39.

Блейх Н.О. Проблемы конфессионального образования мусульман Северного Кавказа (XIX в.) // Педагогика и просвещение. – 2017. – № 2. – С. 67-74.

Гонтарева Е.Н. Начальное образование в дореволюционной Чечено-Ингушетии. – Грозный, 1965. – 231 с.

Государственный исторический архив Азербайджанской Республики (ГИААР). Ф.289. Оп.1, д.1, д.16, д.69. Л.1.

Национальный архив Грузии (НАГ). Ф.229. Оп.1, д.1078; Оп.2, д.705, д.903, д.2090, д.2306; д.1001. Л.44-46.

Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1867 год. – Тифлис, 1867. – 594 с.

Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1875 год. – Тифлис, 1876. – 485 с.

Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1897 год. – Тифлис, 1897. – 625 с.

Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф.400. Д.234. Л.56.

РГВИА. Ф.ВУА. Д.6661. Л.34об.

РГВИА. Ф.400. Оп.12. Д.6313. Л.62.

Сборник сведений о Терской области. Вып.1. – Владикавказ, 1868. – 321 с.

Услар П.К. О распространении грамотности между горцами // ССКГ. – Т. III. Отд. 4. – С. 6-30.

Ход учебного дела на Кавказе с 1802 по 1880 год. – Тифлис, 1880. – 432 с.

Центральный государственный архив республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А). Ф.12. Оп.5. Д.125. Л.61-111.

ЦГА РСО-А. Ф.123. Оп.17. Д.67. Л.126.

Центральный государственный исторический архив Российской Федерации (ЦГИА РФ). Ф.1290. Оп.11. Д.2373. Л.8-10.

Циркуляр по управлению Кавказским учебным округом № 6 за 1868 год. – Тифлис, 1868. – С. 3-4.

Циркулярные положения Попечителя Кавказского учебного округа начальника учебных заведений «О фундаментальных библиотеках». – Тифлис, 1884. – № 210. – С. 87.

Загрузки

Опубликован

2021-06-29

Выпуск

Раздел

Отечественная история