Образовательные стратегии молодежи в СССР в 1950–1960-е годы
Ключевые слова:
молодежная политика, образование в СССР, среднее и высшее образование, обучение без отрыва от производстваАннотация
Введение. В настоящее время в Российской Федерации реализуется государственная молодежная политика, цель которой создать необходимые условия для самореализации молодежи и ее активного включения в общественные процессы. В этой связи актуализируется задача изучения исторического опыта СССР в сфере реализации государственной молодежной политики в 1950–1960-е годы, когда интересы и потребности молодежного социума стали впервые широко учитываться при реализации программ социально-экономического развития, в том числе и в сфере образования. В статье анализируются условия, причины и последствия выбора молодыми людьми образовательных стратегий, выявляется взаимосвязь между материальными возможностями общества и социальными устремлениями молодежи.
Источники и методы. Данная проблема рассматривается под углом зрения социальной истории, в рамках концепции «социалистического государства благосостояния». Исследование базируется на архивных материалах из фондов ГА РФ, РГАНИ, РГАСПИ.
Анализ. Образовательные возможности молодежи в начале 1950-х годов были существенно ограничены низким качеством образования, его частичной платностью; доминированием в системе школьного образования неполной средней школы-семилетки; ограниченным числом учебных заведений, ведущих профессиональную подготовку на базе полной средней школы; слабым развитием вечерних и заочных форм обучения. Одним из главных отрицательных факторов при выборе образовательных стратегий был низкий уровень жизни.
Выводы. Реализация новой социальной политики способствовала повышению материальных возможностей населения, открыла доступ к высшему и среднему образованию широким слоям молодежи. Среди важнейших предпосылок свободного выбора образовательных стратегий были отмена платы за обучение, расширение сети школ-десятилеток, повышение качества образования, повсеместное распространение форм обучения без отрыва от производства.
Библиографические ссылки
Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 15.12.2014, № 50, ст. 7185.
Андреев А.Л. О модернизации образования в России. Историко-социологический анализ // Социологические исследования. – 2011. – № 9. – С. 111-120.
Андреев А.Л. К характеристике социально-исторического опыта России как «общества образования» // Высшее образование в России. – 2011. – № 12. – С. 95-105.
Пыжиков А.В. Реформирование системы образования в СССР в период «оттепели» (1953–1964 гг.) // Вопросы истории. – 2004. – № 9. – С. 95-104.
Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940–1980-е). – М., 2015.
Иванова Г.М. Советская школа в 1950–1960-е годы. – М., 2018.
Сымонович Ч. Оттепель и молодежь – российские ровесники войны в конце 1950-х – начале 1960-х гг. // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. – СПб., 2015. – № 5. – С. 24-35.
Ручкин Б.А. Молодежь и общество: уроки истории. – М., 2016.
Александрова И.Н. Молодежная политика советского государства и эволюция ценностных ориентаций юношей и девушек во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг.: Дис. … канд. ист. наук. – Тамбов, 2018.
Будник Г.А. Общественно-политические настроения студенчества Цен-трального района России в документах государственных архивов (сере-дина 1950-х – 1960-е годы). – Отечественные архивы. – 2003. – № 2. – С. 44-50.
Будник Г.А. Неформальное движение в вузах Российской Федерации в период «оттепели» // Известия высших учебных заведений. Сер.: Гуманитарные науки. – 2011. – Т. 2. – № 2. – С. 93-99.
Герасимова О.Г. «Оттепель», «заморозки» и студенты Московского университета. – М., 2015.
Гессен С.И. Педагогические сочинения. – Саранск, 2001.
Сборник постановлений Правительства СССР. – М., 1940. – № 27.
Президиум ЦК КПСС. 1954–1964. Стенограммы. – М., 2003.
Иванова Г.М. На пороге «государства всеобщего благосостояния». Социальная политика в СССР (середина 1950-х – начало 1970-х годов). – М., 2011.
Народное образование. – М., 1967.
Виноградов В.А. Мой ХХ век: воспоминания. – М., 2005.
Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущёва, Брежнева, Горбачёва и Ельцина в 4-х книгах. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущёва. – М., 2001.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Историческая и социально-образовательная мысль

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.