Образовательные стратегии молодежи в СССР в 1950–1960-е годы

Авторы

  • Галина Михайловна Иванова Институт российской истории Российской академии наук. Москва, Российская Федерация https://orcid.org/0000-0002-3784-5619

Ключевые слова:

молодежная политика, образование в СССР, среднее и высшее образование, обучение без отрыва от производства

Аннотация

Введение. В настоящее время в Российской Федерации реализуется государственная молодежная политика, цель которой создать необходимые условия для самореализации молодежи и ее активного включения в общественные процессы. В этой связи актуализируется задача изучения исторического опыта СССР в сфере реализации государственной молодежной политики в 1950–1960-е годы, когда интересы и потребности молодежного социума стали впервые широко учитываться при реализации программ социально-экономического развития, в том числе и в сфере образования. В статье анализируются условия, причины и последствия выбора молодыми людьми образовательных стратегий, выявляется взаимосвязь между материальными возможностями общества и социальными устремлениями молодежи.

Источники и методы. Данная проблема рассматривается под углом зрения социальной истории, в рамках концепции «социалистического государства благосостояния». Исследование базируется на архивных материалах из фондов          ГА РФ, РГАНИ, РГАСПИ.

Анализ. Образовательные возможности молодежи в начале 1950-х годов были существенно ограничены низким качеством образования, его частичной платностью; доминированием в системе школьного образования неполной средней школы-семилетки; ограниченным числом учебных заведений, ведущих профессиональную подготовку на базе полной средней школы; слабым развитием вечерних и заочных форм обучения. Одним из главных отрицательных факторов при выборе образовательных стратегий был низкий уровень жизни.

Выводы. Реализация новой социальной политики способствовала повышению материальных возможностей населения, открыла доступ к высшему и среднему образованию широким слоям молодежи. Среди важнейших предпосылок свободного выбора образовательных стратегий были отмена платы за обучение, расширение сети школ-десятилеток, повышение качества образования, повсеместное распространение форм обучения без отрыва от производства.

Биография автора

Галина Михайловна Иванова, Институт российской истории Российской академии наук. Москва, Российская Федерация

Иванова Галина Михайловна, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории Российской академии наук. Москва, Российская Федерация

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3784-5619

ivanovagal@mail.ru

 

Библиографические ссылки

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 15.12.2014, № 50, ст. 7185.

Андреев А.Л. О модернизации образования в России. Историко-социологический анализ // Социологические исследования. – 2011. – № 9. – С. 111-120.

Андреев А.Л. К характеристике социально-исторического опыта России как «общества образования» // Высшее образование в России. – 2011. – № 12. – С. 95-105.

Пыжиков А.В. Реформирование системы образования в СССР в период «оттепели» (1953–1964 гг.) // Вопросы истории. – 2004. – № 9. – С. 95-104.

Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940–1980-е). – М., 2015.

Иванова Г.М. Советская школа в 1950–1960-е годы. – М., 2018.

Сымонович Ч. Оттепель и молодежь – российские ровесники войны в конце 1950-х – начале 1960-х гг. // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. – СПб., 2015. – № 5. – С. 24-35.

Ручкин Б.А. Молодежь и общество: уроки истории. – М., 2016.

Александрова И.Н. Молодежная политика советского государства и эволюция ценностных ориентаций юношей и девушек во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг.: Дис. … канд. ист. наук. – Тамбов, 2018.

Будник Г.А. Общественно-политические настроения студенчества Цен-трального района России в документах государственных архивов (сере-дина 1950-х – 1960-е годы). – Отечественные архивы. – 2003. – № 2. – С. 44-50.

Будник Г.А. Неформальное движение в вузах Российской Федерации в период «оттепели» // Известия высших учебных заведений. Сер.: Гуманитарные науки. – 2011. – Т. 2. – № 2. – С. 93-99.

Герасимова О.Г. «Оттепель», «заморозки» и студенты Московского университета. – М., 2015.

Гессен С.И. Педагогические сочинения. – Саранск, 2001.

Сборник постановлений Правительства СССР. – М., 1940. – № 27.

Президиум ЦК КПСС. 1954–1964. Стенограммы. – М., 2003.

Иванова Г.М. На пороге «государства всеобщего благосостояния». Социальная политика в СССР (середина 1950-х – начало 1970-х годов). – М., 2011.

Народное образование. – М., 1967.

Виноградов В.А. Мой ХХ век: воспоминания. – М., 2005.

Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущёва, Брежнева, Горбачёва и Ельцина в 4-х книгах. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущёва. – М., 2001.

Загрузки

Опубликован

2021-08-29

Выпуск

Раздел

Отечественная история