Выразительные средства рисунка и скульптуры в экспериментальной модели интегрированного обучения

Авторы

  • Иван Александрович Башкатов Липецкий государственный технический университет, 398055, г. Липецк, ул. Московская, д. 30, https://orcid.org/0000-0003-3762-1778
  • Светлана Олеговна Алексеева СОШ № 4 им. Л.А. Смык г. Липецка, 398005, г. Липецк, Парковая, 5, https://orcid.org/0000-0002-8286-5168
  • Виктор Дмитриевич Мещеряков Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 398050, г. Липецк, ул. Интернациональная, 3,

Ключевые слова:

рисунок, скульптура, интеграция, выразительные средства, экспериментальная модель

Аннотация

. Введение. В статье описан один из многочисленных аспектов экспериментальной модели интегрированного обучения в подготовке учителя изобразительного искусства, дизайнеров и специалистов по художественной обработке материалов, заключающийся в изучении выразительных средств рисунка и скульптуры.

Материалы и методы. Данное исследование проходило на основе проведенной работы в ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет» на кафедре дизайна и художественной обработки материалов, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, в МБОУ СОШ № 4 им. Л.А. Смык г. Липецка. Интегрируя пластические дисциплины, основываясь на точках их соприкосновения, особое внимание уделяется сохранению их специфических особенностей, связанных с практикой соответствующих видов изобразительного искусства, у каждого из которых свой набор выразительных средств, наиболее ярко характеризующий его.

Результаты исследования. Эксперимент выявил, что понимание и оперирование всем арсеналом выразительных средств положительно влияет на качество подготовки специалистов в сфере дизайна, художественной обработки материалов и учителей изобразительного искусства, в разных аспектах их деятельности.

Обсуждение и заключения. В результате проведенного эксперимента было выявлено, что студенты на основе интегративного подхода к изучению рисунка и скульптуры научились экстраполировать полученные знания, умения и навыки на свой учебно-творческий процесс художественной и проектной деятельности. Это позволило более широко и многогранно подходить к выполнению творческих задач проектирования, макетирования, обработки художественных материалов, гротескного выявления художественного образа, к более содержательному анализу произведений изобразительного искусства, их образному осмыслению. На практике интеграционный подход способствует более разностороннему проникновению в стилистическое и образное воплощение художественного образа. Данное исследование не исчерпывает темы интегративного подхода к процессу обучения художественным дисциплинам. Оно показало эффективность и целесообразность ведения дальнейших разработок в данном направлении. 

 

Биографии авторов

Иван Александрович Башкатов, Липецкий государственный технический университет, 398055, г. Липецк, ул. Московская, д. 30,

Башкатов Иван Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры Дизайна и художественной обработки материала,

ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет»,

398055, г. Липецк, ул. Московская, д. 30,

ORCID ID:  https://orcid.org/0000-0003-3762-1778

e-mail: bashkatov_ivan@mail.ru

Светлана Олеговна Алексеева, СОШ № 4 им. Л.А. Смык г. Липецка, 398005, г. Липецк, Парковая, 5,

Алексеева Светлана Олеговна, кандидат педагогических наук,  учитель изобразительного искусства, МОУ СОШ № 4 им. Л.А. Смык

г. Липецка, 398005, г. Липецк, Парковая, 5,

ORCID ID:    https://orcid.org/0000-0002-8286-5168

e-mail: svetalekska@mail.ru

Виктор Дмитриевич Мещеряков, Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 398050, г. Липецк, ул. Интернациональная, 3,

Мещеряков Виктор Дмитриевич, доцент, кандидат педагогических наук, Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

398050, г. Липецк, ул. Интернациональная, 3,

e-mail: Dobrynia48@mail.ru

 

Библиографические ссылки

Lomov S.P. Professional growth of a teacher of fine arts in the system of mas-ter-classes. In the book: Modern art education: the way to success: Sb. mat. of international scientific-practical conference. Kurbatov N.V., Cheremnykh G.V. 2020. С. 150-153. eLIBRARY ID: 44792240

Egorova S.I., Savinov A.M. Development and approbation of the model of art-graphic training of designers of light industry products. Bulletin of Kostroma State University. Ser.: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, P. 148-153. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-3-148-153

Medvedev L. G., Mavrin S. A. On the problems of modern art-pedagogical ed-ucation. Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanities research. 2018. № 4(21). С. 126-128. eLIBRARY ID: 36961487

Orlov I.I. Artistic processing of materials. Mosaic and woodcarving: Tutorial. I.I. Orlov, A.I. Makashin, N.N. Gantseva. Lipetsk: Lipetsk State Technical University, 2020. 109 с. eLIBRARY ID: 44727505

Paramonov A.G. Compositional construction in educational drawing over still life. Society. Science. Innovations (NPK-2017): Collection of articles. All-Russian annual scientific and practical conf. Vyatka State University, 2017. С. 6317-6325. eLIBRARY ID: 32630202

Загрузки

Опубликован

2021-10-29

Выпуск

Раздел

Общая педагогика, история педагогики и образования