Образ Христа: первообраз как предмет изображения в иконопочитании (на материале текстов представителей парижской богословской школы)

Авторы

  • Марина Анатольевна Шахбазян Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003-3946-5078
  • Карапет Геворкович Шахбазян журнал «Ортодоксия. Вестник Сочинской епархии», г. Сочи, Россия

Аннотация

 Проблема иконопочитания давно разрешена в православном        богословии. Однако в начале ХХ века в трудах религиозных философов русского  модернизма она была вновь поднята в контексте «софийного истолкования»   образа. Священником Павлом Флоренским и протоиереем Сергием Булгаковым была предпринята попытка интерпретировать святоотеческое представление об образе и изобразимости первообраза в платоническом духе. После октябрьского переворота обсуждение данной проблемы переместилось за границу, в частности в Париж, где сформировалась так называемая «парижская богословская школа». Одним из ведущих авторов «богословия иконы» стал Л.А. Успенский, чьи взгляды оказали существенное влияние на современных богословов, философов и  искусствоведов, занимающихся изучением иконы.

Целью настоящего исследования стало выявление специфики богословия        парижской школы в области иконологии. Задачи исследования ‑ провести анализ взглядов Л.А. Успенского и его последователей, сравнить их со святоотеческим учением об образе.

В работе использовались историко-сравнительный метод, метод герменевтической интерпретации (историческая распознающая интерпретация).

В результате анализа выявлено несоответствие взглядов «парижан» на    предмет изображения учению защитников иконопочитания, которые полагали, что невозможно изобразить созерцаемое сверхчувственно, на него можно только указать.

Биографии авторов

Марина Анатольевна Шахбазян, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Шахбазян Марина Анатольевна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования массовых коммуникаций,

 Кубанский государственный университет,

г. Краснодар, Россия

SPIN-код: 3386-0608

ORCID 0000-0003-3946-5078

cappadocia@list.ru

Карапет Геворкович Шахбазян, журнал «Ортодоксия. Вестник Сочинской епархии», г. Сочи, Россия

Шахбазян Карапет Геворкович, редактор раздела «Вера» журнала «Ортодоксия. Вестник Сочинской епархии»,

г. Сочи, Россия

SPIN-код: 1316-7388

kiprian@inbox.ru

Библиографические ссылки

Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Изд-во Западно-Европейского экзархата. Московский патриархат. Репринт. М., 1996. 474 с.

Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М.: Паломник, 2003. 511 с.

Зинон, архимандрит. Беседы иконописца. Псков: Библиополис, 2003. 144 с.

Дунаев М.М. Своеобразие русской иконописи. М.: Гончар, 1995. 79 с.

Языкова И.К. Богословие иконы: Учеб. пособие. М.: Издательство Общедоступного Православного Университета, 1995. 212 с.

Печатнов В.В. Богословие византийского иконоборческого кризиса: христологический и схоластический этапы богословских споров // Вестник ВятГГУ. Киров, 2015. № 11. С. 32-43.

Колесников С.А. Богословие иконы священника Павла Флоренского: Метафизика преображения материальности // Христианское чтение. СПб., 2018. № 6. С. 10-20.

Евдокимов П.Н. Искусство иконы. Богословие красоты. Клин: Христианская жизнь, 2005. 383 с.

Рукавишников А.Г. Богословие красоты П.Н. Евдокимова: опыт эстетической экзегетики // Соловьевские исследования. Иваново, 2018. Вып. 4(60). С. 109-119.

Горбунова-Ломакс И.Н. Икона: правда и вымыслы. СПб.: Сатисъ, 2009. 277 с.

Горбунова-Ломакс И.Н. Опыт введения в христианское искусствознание. СПб.: Сатисъ, 2012. 464 с.

Роднянская И.Б. Комментарий к «Икона и иконопочитание» // Булгаков С.Н. Первообраз и образ: Соч. в 2 т. / Т. 2: Философия имени. Икона и иконопочитание. М.: Искусство; СПб.: Инапресс, 1999. 438 с.

Булгаков С.Н. Первообраз и образ: Соч. в 2 т. / Т. 2: Философия имени. Икона и иконопочитание. М.: Искусство; СПб.: Инапресс, 1999. 438 с.

Дионисий Ареопагит. Иоанну Богослову // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. СПб.: Алетейя; Издательство Олега Абышко, 2002. 854 с.

Иоанн Дамаскин, прп. Три защитительных слова против отвергающих святые иконы. Слово третье, XVII // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Т. 1. СПб.: Издание Императорской С.-Петербургской Духовной Академии, 1913. 442 с.

Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 1. М.- СПб., 1999. 575 с.

Флоренский П.А., священник. Сочинения в 4 т. Т. 3(2). М.: Мысль, 1999. 663 с.

Деяния Вселенских Соборов. В 4-х т. Т 4. СПб.: Воскресение; Паломник; Свято-Троицкая Сергиева Лавра; Успенское подворье Оптиной пустыни, 1996. 645 с.

Феодор Студит, прп. Три опровержения иконоборцев // Символ. Париж, 1987. № 18. С. 253-331.

Озолин Николай, протоиерей. Об описуемости божественной ипостаси Спасителя // Икона и образ. Иконичность и словесность: Сб. ст. М.: Паломник, 2007. 367 с.

Иоанн Дамаскин, преподобный. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники. М.: Мартис, 1997. 349 с.

Иоанн Дамаскин, преподобный. Источник знания. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. М.: Индрик, 2002. 414 с.

Феодор Студит, преподобный. Послания. Книга 1. М., 2003. 475 с.

Acta Conciliorum Oecumenicorum, ser. II, vol. III, pars III. Berlin/Boston: Walter de Gruyter, 2016.

Иоанн Дамаскин. Три слова в защиту иконопочитания. СПб.: Азбука-классика, 2001. 192 с.

Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. М.: Международный издательский центр Православной литературы, 1994. 649 с.

Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе (1438 1439): В 12 частях. СПб.: Издательство Олега Абышко; Университетская книга, 2010. 352 с.

Озолин Николай, протоиерей. «Троица», или «Пятидесятница» // Философия русского религиозного искусства XVI XX вв.: Антология. М.: Прогресс-Культура, 1993. 399 с. С. 350-384.

Озолин Николай, протоиерей. Об описуемой неописуемости // Православная иконология основы и перспективы: Мат-лы 1-й междун. науч. конф., 27 ноября 2004 г. СПб.: Петрополис, 2005. 98 с. С. 19-29.

Васина М.В. Ипостасный образ в свете богословия преп. Максима Исповедника: к вопросу о пневматологической основе иконы // Метапарадигма: богословие, философия, естествознание: альманах. Вып. 10. М.: ОПЕРА, 2016. 168 с. С. 44-64.

Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. 380 с.

Загрузки

Опубликован

2021-12-29

Выпуск

Раздел

Социальная структура, социальные институты и процессы