Подготовка педагогических кадров и материальное положение учителей в РСФСР в 1950–1960-е годы

Авторы

Ключевые слова:

педагогические кадры, Министерство просвещения РСФСР, педагогическое образование, школьная безработица, последствия войны, материальное положение учителей

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена проводимой в стране модернизацией системы высшего и среднего образования. В этой связи обращение к историческому опыту советского государства в деле подготовки педагогических кадров в условиях социальных трансформаций 1950–1960-х годов представляется особенно важным, поскольку отвечает потребностям современного общественного развития России. Новизна работы обусловлена новыми концептуальными подходами, которые реализуются в рамках социальной истории, а также расширенной источниковой базой. Цель исследования – проанализировать проблему подготовки педагогических кадров и материальное положение школьных учителей в ретроспективном контексте социальной истории РСФСР в 1950–1960-е годы. Источники и методы. Исследование базируется преимущественно на анализе большого комплекса документов, хранящихся в РГАНИ, ГА РФ, РГАСПИ. Исследование проведено преимущественно в русле познавательных стратегий социальной истории; использован метод критической интерпретации источников с привлечением средств концептуального анализа. Анализ. Рубеж 1950-х годов ознаменовался переходом к всеобщему семилетнему обучению, что увеличило потребность в учительских кадрах. Стимулируя приток педагогов в образовательную сферу, правительство стремилось повысить престиж учителей и улучшить их материальное положение, которое на протяжении длительного времени оставалось неудовлетворительным. Острой социальной проблемой для части школьных учителей стала безработица, охватившая советскую систему образования в 1950-е годы. В основе образовавшегося в РСФСР временного избытка учителей лежало резкое сокращение школьных контингентов вследствие уменьшения рождаемости в годы войны. С целью улучшения ситуации Министерство просвещения РСФСР провело ряд мероприятий, в том числе изменило систему подготовки педагогических кадров.

Выводы. Советская общеобразовательная система в 1950–1960-е годы была одной из самых динамично развивающихся структур. Изначально низкий уровень преподавания в советской школе в изучаемый период постепенно повышался, в частности, благодаря совершенствованию системы подготовки педагогических кадров, повышению их профессионального и образовательного уровня. Социальные преобразования, начатые в обществе во второй половине 1950-х годов, способствовали улучшению материального положения учителей, вследствие чего сократилась текучесть педагогических кадров.

Биография автора

Галина Михайловна Иванова, Институт российской истории Российской академии наук

Иванова Галина Михайловна, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории Российской академии наук. Москва, Российская Федерация

ORCID id: https://orcid.org/0000-0002-3784-5619

е-mail: ivanovagal@mail.ru

Библиографические ссылки

Рябов Л.П. Сравнительный анализ систем высшего образования России и зарубежных стран. – М., 2005.

Калинникова Н. Г. Педагогическое образование в России: уроки истории // Вопросы образования. – 2005. – № 4. – С. 304–318.

Андреев А.Л. Российское образование: социально-исторические контексты. – М., 2008.

Андреев А.Л. К характеристике социально-исторического опыта России как «общества образования» // Высшее образование в России. – 2011. – № 12. – С. 95– 105.

Конохова А.С. «Об укреплении связи высшей школы с жизнью» (реформа системы высшего образования СССР в 1958 г.) // Вестник Ленин-градского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. – Т. 4. – № 1. – С. 126–134.

Сулейманова Р.Н., Исянгулов Ш.Н. Высшая школа в Башкирской АССР в 1950–1980-е годы // Научный диалог. – 2021. – № 5. – С. 445–461. – DOI: 10.24224/2227-1295-2021-5-445-461

Петрик В.В. Подготовка научно-педагогических кадров через аспирантуру в высших учебных заведениях Сибири. 1958–1991 гг. (К истории вопроса) // Известия Томского политехнического университета. – 2005. – Т. 308. – № 2. – С. 187–194.

Волошина О.Б. Формирование заочного педагогического образования и его влияние на подготовку кадров // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. – 2012. – № 1 (17). – С. 20–24.

Дьячин А.С., Кисельников А.Б. Изменения в системе подготовки педагогических кадров в СССР в 50-х – начале 60-х годов XX века // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2019. – Т. 4. – Вып. 4. – C. 47–51.

Петрик В.В. Высшая школа Сибири в конце 50-х – начале 90-х годов XX века. – Томск, 2006.

Дягилева Т.П. Проблема кадрового обеспечения системы среднего образования в период школьной реформы 1958–1964 гг. (на материалах Костромской области) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 5–1. – С. 70–73.

Макарова И.Н. Проблемы развития высшего образования в Среднем Поволжье в конце 1950-х – первой половине 1960-х гг. // Общество: философия, история, культура. – 2015. – № 6. – С. 125–127.

Алмаев Р.З. Набор студенческого контингента педагогических вузов Южного Урала в условиях реализации школьной реформы 1958 года // Преподаватель XXI век. – 2021. – № 3. – Ч. 2. – С. 267–280. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-3-267-280

Захожая Т.М. Высшее историческое образование и общественно-политическая ситуация в СССР конце 1950 – начале 1960 гг. // Историко-педагогические чтения. – 2003. – № 7. – С. 324–328.

Конохова А.С. Колеблясь вместе с линией партии: изменения в преподавании общественных наук в вузах СССР в 1953–1964 гг. // Новейшая история России. – 2014. – № 2 (10). – С. 64–72.

Петрик В.В. Из истории развития высшего вечернего и заочного образования (конец 50-х – начало 90-х гг. ХХ в.) // Известия Томского поли-технического университета. – 2005. – Т. 308. – № 4. – С. 212–216.

Иванова Г.М. Советская школа в 1950–1960-е годы. – М., 2018.

Ведомости Верховного Совета СССР. 1948. № 7.

Ведомости Верховного Совета СССР. 1958. № 4. Ст. 87.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. док. 1917–1973 гг. – М., 1974.

Оболенская С.В. Дети Большого террора. Воспоминания. – М., 2013.

Иванова Г.М. Образовательная реформа 1958 года и общественные дискуссии о путях развития высшей школы в СССР // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2023. – Т. 15. – № 1. – С. 55-75. DOI: 10.17748/2219-6048-2023-2023-15-1-55-75

Загрузки

Опубликован

2024-08-29

Выпуск

Раздел

Отечественная история